Дмитрий с юмором рассказывает свою историю о бизнесе за последние 20 лет. Рассеивает мифы об оффшорах, называет реальные цифры по созданию и обслуживанию. Рассказывает как можно легально использовать сегодня и в будущем сложные конструкции с иностранными компаниями для качественного снижения рисков управления активами, защиты денег.
полная версия которого размещена в конце статьи
СЛУШАТЬ или СКАЧАТЬ ПОДКАСТ – оригинал интервью:
И.Греднев: Дмитрий, привет, расскажи немножко о себе! Чем ты занимаешься последние годы? Что успешно, что как получается вообще? Что ты за человек? Чем живешь, хобби, личная жизнь? Такая небольшая визитка для наших зрителей.
Д.Русак: Слушай, ну вообще, я – крупнопакостный человек, «подрываю» российскую экономику, потому что занимаюсь оффшорами, «кипрами» и трастами. Я помогаю людям выводить деньги за рубеж. В общем, спасаю всех от российской экономической действительности. Мои увлечения – это горные лыжи, яхтинг, путешествия, всего понемногу. А еще, стеб – это мое второе имя, без него я жить не могу, потому что если серьезно относиться к окружающей действительности, то можно сразу могилу идти копать самому себе.
И.Греднев: Можешь немного подробнее рассказать, как ты пришел в этот бизнес, чем он тебе нравится? Что получается, что не получается?
Д.Русак: Как, как?… (смеется) Шел человек по дорожке, срезал грибочки, ягодки собирал. Тут ему говорят: «Давай оффшорами будешь заниматься!». Он говорит: «Ура, классно, сейчас буду заниматься!» Примерно так и вышло. Я в тот момент – в 2000 году – закончил работать коммерческим директором в одной компании, в которой занимался искусственным камнем. Она как раз обанкротилась. Потом долго мой телефон висел в HeadHunter. Меня нашел мой выпускник и предложил работать в новой для меня сфере. Я, честно говоря, сомневался дико! Я думал, что я примерно месяца 3 продержусь, а потом дальше пойду куда-то по коммерческой деятельности. Но так случилось, что мне эта штука вся понравилась. А понравилась она не тем, что, как обыватель считает, это вывод капитала за рубеж. Если смотреть более глобально, то это – налоговое планирование. Именно налоговое планирование, которое использовало различные механизмы. Тогда были популярны Кипры, оффшорные юрисдикции, выстраивали различные схемы, по которым оттуда выдавались займы, инвестиции, деньги, лизинговые программы шли, шли программы по дивидендам и т.п. Хотя объективности ради надо сказать, что народ больше игрался с этими оффшорами, серьезного подхода тогда не наблюдалось. А потом, где-то к 2008 году, я пришел к руководству и говорю: «Ребята, давайте мы трастами будем серьезней заниматься!» Потому что кипрская компания, в которой я работал, продавала трасты, но стоимость трастов была запредельная, порядка 30 тысяч евро за траст. Я говорю: «Ребят, давайте немножко по-другому: давайте планку немножко опустим и сделаем массовый продукт!» Меня не послушали, у нас возник конфликт интересов, мы расстались. Я тогда с 2008 года уже начинал плотно заниматься трастами. Я честно тебе скажу, что 12 лет я занимаюсь трастами и понимаю, что трасты еще никем не изучены полностью. Весь прикол заключается в том, что наши люди, которые уехали в Великобританию, в Ирландию, в Америку, они читают мои статьи на русском языке про трасты. Они приходят к тамошним адвокатам с вопросом про трасты. И их эти адвокаты спрашивают: «А что так можно было?» Одна женщина из Ирландии говорит: «Дмитрий, вы знаете, что Вашу статью перевели на английский и разместили от своего имени у себя, Вы будете судится?». Я говорю, мол, перевели и ладно, пусть пользуются!
Проблема в другом: трастами у нас в стране занимались якобы очень многие. Проблема в том, что прайвит-банкинги не хотели заниматься трастами категорически. Они занимались фондами. В континентальной Европе никогда трастов не было. И самое паскудство заключалось в том, что трасты предлагали Швейцарские банки, одни из самых крупных, но как это выглядело на практике: человек приходил с 5 миллионами долларов, они его заставляли подписывать трастовое соглашение, но не с банком, а со своей дочерней компанией. Человек подписывал. Деньги шли в швейцарский банк, но в банке этот счет принадлежал этой трастовой компании, которая тут же передавала эти деньги в аффилированные с банком инвестиционной компаний, которая работала на бирже. В результате эти деньги могли просрать полностью. И сказать человеку: «Парень, извини! Денег нету! …Но ты держись!» Т.е. компания могла просрать 5 млн долларов и сказать: «Я – не я, и лошадь не моя». И дело в том, что в трастовом соглашении у них четко было прописано, что если трастовая компания заключила договор с инвестиционной компанией, считая ее добросовестной, а та спустила все деньги, то … «Я – не я, и лошадь не моя!». Концов не найти.
И.Греднев: У меня как у инвестора негативный опыт: начиная с середины 90-х годов я успел вложиться в разные в акции, в какие-то фонды, в какой-то частный пенсионный фонд и они все, как один, меня кинули (смеется).
Д.Русак: Да, везде идет колоссальный обман. Я, например, когда разговариваю с клиентом, когда он приходит в траст, я говорю, что я – не трастовая компания, но у меня есть русскоговорящий специалист на Кипре. Все пугаются! Хотя он живет на Кипре много лет, знает всю специфику, обслуживает там достаточно серьезных людей, причем в 10 раз быстрее киприотов. Я им говорю: «Вы запомните раз и навсегда: ни один трасти никогда не гарантирует вам никакую доходность. Если вы хотите дальше инвестировать свои деньги, я предлагаю этим людям: заходите в траст через трастовую компанию и инвестируйте все это дело дальше самостоятельно со своим иностранным брокером. Выглядит это так. Траст не очень дорогой, где-то 3000 евро создание, 450 евро – госпошлина в реестре и годовое обслуживание – от 1800 евро. Он передает деньги в траст, деньги поступают на счет трастовой компании (траст компания ведет налоговый учет самостоятельно). Далее должен быть составлен договор между трастовой компанией и брокером, которому эти деньги перейдут. Т.е. человек сам выбирает себе брокера, а трастовая компания заключает с ним договор. Но и это еще не все. Второй момент: человек может выступать советником по инвестициям, но это тоже будет отдельный контракт между ним и трастовой компанией. Но советником только по своим деньгам. Это дает ему возможность не быть киком. Т.е. с точки зрения российского государства он только извещает, что он создал траст.
И.Греднев: Самый главный момент: а налогов в итоге сколько человек платит?
Д.Русак: Нисколько. В трасте налогов нет! Он начнет платить налоги только в том случае, когда траст будет выплачивать бенефициара. К примеру, ты вложил 100 тысяч, в течении 10 лет ты ее приумножал, стало 200 тысяч. У нас есть 2 бенефициара, которым не нужны эти деньги или нужна минимальная сумма – 10 тысяч, к примеру. Трастовая компания переводит им 10 тысяч, и вот с этих 10 тысяч они обязаны будут заплатить налог в той юрисдикции, где они считаются налоговым резидентом.
И.Греднев: Можно простым языком? Если я там открыл фирму и на эту фирму здесь оформил свой отель, пока я не получаю доход с той фирмы, отель налогов здесь не платит. Правильно?
Д.Русак: Давай начнем с того, где находится отель?
И.Греднев: На черноморском побережье.
Д.Русак: Самая большая ошибка наших людей, что они считают, что если отель оформлен в оффшоре, то налоги платить надо. А это все – ерунда полная. Люди должны понимать, что недвижимость облагается налогами по месту нахождения этой недвижимости. Налог на саму недвижимость и налог на ее аренду/субаренду – по месту нахождения. И если недвижимость принадлежит европейской компании (не оффшор, а Европа), то он будет платить налоги по законам Российской Федерации.
Я бы немного делал по-другому. Если ты хочешь купить отель, то сразу делай иностранную компанию, открывай филиал этой иностранной компании, и на филиал оформляй эту недвижимость.
И.Греднев: Это более надёжная современная схема получается?
Д.Русак: Да, с одной стороны – более пристальное внимание, с другой – защита максимальная получается, т.к. это не российский участник. И если ушей российских за этой компанией нет, то всё достаточно хорошо.
Давай предположим, что есть некий объект недвижимости или есть некий бизнес, который человек – собственник в России хочет продать. Покупатель теоретически есть. Но покупатель не хочет, чтобы его личность была известна, что он является владельцем. В этой ситуации люди могут поступить следующим образом. Реальный собственник может оформить траст, в чистую заявить о себе как оформивший траст, в траст передать тот бизнес, который сейчас есть, попросить трастовую компанию структурировать ее в иностранную компанию, а потом они встречаются вдвоем в моем присутствии, один передает мешок денег, другой – бумагу, что он отказывается от бенефициарных прав на траст, и тот кто передал деньги, говорит: «А у меня бенефициаром в трасте будет моя тетя». Его не видят, но управление таким образом переходит к нему. Один получил наличные деньги и может далее, что хочет с ними и делает, а другой получил бизнес.
И.Греднев: Ты, действительно, делаешь очень серьезное дело для наших предпринимателей, не на словах обеспечивая им возможность защиты своих активов. Таких инструментов реально практически нет, я даже в «Опоре России» поработал одно время недавно, и никто из юристов там этого механизма реально не знает. С другими юрфирмами здесь сколько я общаюсь, тоже толком нормально никто объяснить не может. Задаешь вопросы, начинаются какие-то туманные объяснения, что там все это сложно и так далее. Поэтому, я считаю, что твои знания очень нужны рынку, и вот это шаманство, вот эту завесу эзотерики с этой деятельности давно пора снимать.
Расскажи, ты работаешь один или с партнерами? Есть ли еще конкуренты, которые что-то подобное делают?
Д.Русак: Полностью проработку механизма, составление траста делаю только я. Причем я делаю траст сначала на русском языке, чтобы люди могли понять и не путались. Сначала объясняю, как это будет работать, потом, если человек согласен, полностью делаю траст, потом этот траст мы уточняем по всем пунктам. Далее, когда все готово, я его передаю партнеру на Кипр, русскоговорящему, и он работает с ним напрямую, без меня. А если возникает какая-то сложность, он всегда может ко мне обратится.
По поводу конкуренции: в этой сфере каждый делает что-то свое. У меня есть хороший знакомый, который работает в большой аудиторской компании, и когда заходит вопрос о трастах, о ценах, они поражаются, почему это может стоить так. Я тоже начинал от 20 000 евро, а сейчас мы достаточно легко можем спустится к минимальной цене – 3000 евро. И люди понимают, что ты получаешь полноценный траст, а не какую-нибудь фигню.
Конечно, все зависит от постановки задач, так скажем. То есть я не могу сказать, что ваш траст будет стоить 3000. Это может быть и 5, и 10, и 20 тысяч. Все зависит от того, какие цели.
И.Греднев: Что тебе нравится, что не нравится в работе, с какими клиентами лучше и комфортнее или, наоборот, вообще категорически не хочется работать?
Д.Русак: С тем, с кем категорически не хочется работать, я с ними и не работаю. Если я не хочу работать с человеком, я ему говорю, что работа будет стоить 50.000 евро и тогда он сам отваливается, он начинает искать того, кто подешевле.
Мне нравится, когда мне задают сложные вопросы, на которые я сегодня, сейчас не знаю ответа, и на которые мне нужно покрутить своими мозгами. Самое классное в работе – это крутить мозгами и находить то решение, которое до тебя никто не нашел. У меня был один «сумасшедший», который задавал вопросы на грани невозможного. Он реально был с психическими отклонениями и заваливал меня очень необычными вопросами. Он хотел создать свою частную трастовую компанию. Он мне дал столько информации для размышления… В общем, с этим сумасшедшим я сильно вырос!
А раздражает меня скупердяйство, когда начинают давиться за доллар или евро, при том, что ты даешь им адекватные цены и ты представляешь услугу. Я приведу забавный пример: мало кто знает и, вообще, понимает, что в траст можно передать товар. Например, Иран, сложная санкционная страна, передает в траст некие товары, например, ковры. Платить туда им не нужно, им там евро не нужны, там свои заморочки, при всем при этом из России тоже не получится, потому что мы тоже в санкционных списках, наши деньги токсичны. И, например, есть европейский товарищ, которому нужен, например, отель где-нибудь в юго-восточной Азии. Он передает деньги в целевой траст. А там я нахожу человека с отелем и в траст принимаю этот отель! То есть, в одном трасте у меня три объекта. Объект недвижимости, ковры и деньги от европейского покупателя. В результате каждый получает то, что хочет: один получает отель, другой получает ковры, третий – деньги. Это вот один из примеров, я не скажу что он простой, здесь нужно очень много вещей рассматривать и, зачастую, в такую работу нужно привлекать много дополнительных специалистов.
И.Греднев: Есть ли у тебя за все время твоей работы какой-нибудь предмет гордости, какая-нибудь мега-сложная задача, которую ты решил и хочется поделиться этим со своими потомками?
Д.Русак: Я тебе уже сказал, что мега сложная задача была с тем «сумасшедшим»! Она не была реализована, но она реальна. Это мега-крутой проект! Если бы он в реальности реализовался бы, это было бы супер, потому что там было столько этих завязок, включая кооперативное международное движение… В общем, жаль, что он был «с отклонениями»
И.Греднев: Как на тебя повлияли события последних месяцев и последней недели?
Д.Русак: Матом то можно тебе говорить? …Ладно, не буду (смеется).
Некоторые проекты сорвались, конечно, где-то заморозили, причем даже с братьями казахами что-то зависло, с братьями украинцами, с белорусами тоже подвисает, потому что все схватились за голову и не понимают, что делать. Что касается нашей внутрироссийской действительности, я в общем то давно уже говорил и читал семинары по субсидиарной ответственности, и я повторюсь для тех, кто будет меня слушать: если вы занимали пост директора, генерального директора, коммерческого директора, не обязательно, что три года (может быть и гораздо больше), и у вас есть деньги на счету, то велика вероятность того, что у вас их отберут. Дело в том, что есть постановление пленума Верховного суда о том, что если налогоплательщик признан недобросовестным, то на него срок давности не действует, то есть три года, на которые большинство юристов ссылаются, они не будут работать, к сожалению. Т.е. даже 10 лет назад можно брать (налоговики) и предъявлять претензии контролирующим лицам. Если Вы в этой группе риска, то, ребята, смотрите сами! Машину у вас отобрать могут, квартиру могут. Деньги – единственное, что можно спасти, увести, к примеру, в европейскую юрисдикцию, опять же, через траст. Либо вынимайте их из банка, потому что если у вас заморозят счет, то все, баста!
Я понимаю, что большинство бизнесов свернется. И хочу сказать: в Европе будет большое поле деятельности. И не только в Европе. Будут востребованы небольшие магазины без продавцов, когда человек заходит туда, к примеру, там стоят лампы обеззараживающие и ты заходишь, покупаешь продукт, оплачиваешь и выходишь. Но там, конечно, много проблем будет связанно с возможным воровством, неоплатой, то есть тут нужно будет поработать над этим. Опять же, большинство стран Европы, я думаю, после кризиса станут меньше возить из Китая товаров, постараются на своей территории производить то, что сейчас производит Китай на своей. Большинство стран опять же будет нацелена на то, чтобы сделать стратегический запас медицинских масок и всего остального.
Кризис пройдет и все зададутся вопросом: «Почему произошло?» Во всем мире виновным называют Китай, Ухань, с него всё началось. Зная Европейского и американского лидера, который будет все-таки на это все валить, а у Трампа изначально была задача перетащить производство на территорию Штатов из Китая, то будут более усиленно обвинять Китай. То же самое начнется в Европе. Я также предрекаю, что большинство владельцев среднего и малого бизнеса будут выводить свои деньги из России, потому что это становится чреватым, и хранить их будут в долларах и евро, что показывает и 2014 год, и 2020 год показывает, что это более выгодно.
И.Греднев: Твой прогноз на ближайшие год-полтора?
Д.Русак: Я думаю, что люди будут искать возможности. Часть людей, которые тебя слышат, воспользуются старым дедовским способом, так называемым уводом капитала через каких-то подставных людей. Я рекомендую воздержаться вам от этих вещей, потому что все под колпаком у нас находится, и если вы не хотите потерять свои деньги, либо на мошенничестве, либо быть обвиненными в уголовном преступлении, то лучше воздержитесь от этих трансферов, время это прошло. Гораздо проще, если у вас чистые деньги, там через банковский перевод, через тот же траст, вчистую перевести, сказав в налоговой о том, что ты создал траст. Тогда конфискация не грозит.
И.Греднев: Тебя затронул карантин последнюю неделю?
Д.Русак: Ну конечно.
И.Греднев: Как ты снимаешь стресс эти дни? как отдыхаешь?
Д.Русак: Водкой (смеется).
На самом деле, я живу за городом, есть участок и работы хватает. С детьми занимаюсь. Снег раскидываю! У меня тут весна-лето-зима-весна-зима.
И.Греднев: Есть ли у тебя есть какие-нибудь вопросы, пожелания, мысли? Возможно, через это видео ты хочешь задать какой-нибудь запрос обществу: нужны клиенты, связи, партнеры, сотрудники, или какая иная потребность?
Д.Русак: Просто пожелание: люди! Не занимайтесь фигней! Идите к профессионалам!
И.Греднев: Что ты пожелал бы тем людям, кто на данную минуту совершенно не понимает, что происходит? А то и опасается сам загреметь в психушку! ))
Д.Русак: На самом деле, глубоко вдохнуть, руку поднять, а потом резко ее вниз и сказать: «Да и хрен с ним, с этим кризисом! И с коронавирусом!»
На самом деле, рекомендации две: первое – ироническое отношение ко всему, второе – соблюдение гигиенических правил. Гигиена и санитарные правила остаются для всех. Если есть возможность побыть дома – будьте. Примите то, что кто-то потеряет работу и сократятся деньги. Старайтесь искать резервы, ищите работу, где вы будете востребованы. Меньше слушайте политиков! Смотрите мультики, смотрите наши старые фильмы, развлекайтесь, читайте, занимайтесь детьми, собой занимайтесь и учитесь. На самом деле, у нас люди творческие, если они перестанут смотреть всю эту хрень и возьмут, руки свои приложат к делу – это будет прекрасно!
Смотрите спокойно на все это и побольше юмора! Меньше паники, больше юмора.
Больше информации Вы сможете найти в наших группах в социальных сетях:
https://zen.yandex.ru/grednevstory
https://vk.com/grednevstory
https://ok.ru/grednevstory
https://www.facebook.com/groups/grednevstory