Алена Балагурова – редактор глянцевого журнала ESQUE, организатор всероссийского конкурса FASHION битва о моде в России и за рубежом.
– На сегодняшний день даже самые скептически настроенные критики соглашаются с тем, что российская индустрия дизайнерской одежды уверенными шагами двигается вперед. Каждый год «выстреливают» молодые талантливые модельеры и кутюрье, многие из которых обретают признание и на Западе. Согласны ли Вы с этим? Действительно ли российская мода стала интересной и конкурентоспособной? Чем, на ваш взгляд, вызван такой стремительный подъем российской моды?
– Согласна лишь отчасти. О феномене выхода российской моды на мировой рынок говорить можно, но верить в это не стоит. Да, российские дизайнеры и «выстреливают» и завоевывают поклонников и успешно продаются на условном Западе. Но это единичные случаи. Это Ульяна Сергиенко, это Гоша Рубчинский, это Вика Газинская, это Алена Ахмадулинна. За этими именами можно назвать еще порядка десяти имен. И все. Остальные дизайнеры представляют российскую провинцию моды. Никаких «раз в месяц», никакой «экспансии», никакого «завоевания мира» не существует. Как бы нам этого и не хотелось.
– То есть, Вы считаете, что на данный момент весьма рано говорить о появлении такого явления как «российская мода»?
– В контексте мировой моды о российском дизайнерском цехе можно говорить или с иронией, или с надеждой. Что касается местных внутрироссийских тенденций, то, стоит признать, здесь российские дизайнеры, действительно, стали интересны и самобытны.
– Расскажите, с какими типичными трудностями сталкиваются талантливые, но пока неизвестные широкой публике дизайнеры?
Всем нужна поддержка, тем более молодым и талантливым дизайнерам. К сожалению, начинающему дизайнеру очень сложно попасть в топовые СМИ, чтобы заявить о себе. Участие в конкурсах тоже стоит дорого.
– Могут ли российские дизайнеры осуществить массовую экспансию на мировые подиумы? Единичные случаи, о которых Вы сказали, конечно, имеют место быть. Но в большинстве случаев товар российских дизайнеров остается «местным продуктом». Каковы шансы российской моды завоевать признание и любовь западных потребителей?
– Шансы, конечно, есть. Я знаю и вижу, что у многих российских дизайнеров есть и такое желание. К сожалению, пока им не хватает опыта, не хватает материальных и технических средств. Мир российской моды пульсирует идеями – яркими, самобытными, интересными. Но пока они остаются, в большинстве своем, лишь идеями и проектами.
– Многие дизайнеры, с которыми мы общались, отмечают, что в России, к сожалению, нет достойных тканей и фурнитуры, имеются сложности в техническом исполнении. Так ли это? Справедливо ли данное утверждение? И что с этим делать?
– В России есть и хорошие ткани, и прекрасная фурнитура, и отличные мастера. Но все это стоит немалых денег. Не каждый начинающий дизайнер готов серьезно вкладываться в свой продукт, который, учитывая его себестоимость, вряд ли будет востребован в России (а для выхода на мировой уровень это является минимальным условием). Творить ради искусства, без каких-либо гарантий продажи своей продукции, готов далеко не каждый дизайнер.
– Может ли развитие российской моды, ее выход с периферии на мировой рынок дать толчок к развитию легкой промышленности в России? Что для этого необходимо? Или мы имеем замкнутый порочный круг: отсутствие достойных материалов не позволяет дизайнерам создавать интересные вещи, а это, в свою очередь, не «заводит» легкую промышленность предоставлять качественные материалы?
– Из любого замкнутого или порочного круга имеется выход. Если бы его не было – мир не знал бы тех имен, что я озвучила выше. Что касается тенденций, коллективного прорыва – здесь все много сложнее и упирается не столько в «плохую» легкую промышленность или «плохих» дизайнеров, сколько в потребителя. Пока материальный достаток российских граждан будет низким – не произойдет никакого прорыва.
– Как вы оцениваете уровень краснодарских дизайнеров?
– Я была приятна удивлена, увидев столько достойных дизайнеров! Собственно, и наш победитель, Варткес Саакян, участвовал именно в Краснодаре!
Портал Новости Юга YUG NEWS выступил информационным партнером по югу России.