Бизнес профессиональный очень явно отличается от того бизнеса, который я назвала бы «местечковый». А у нас он в большинстве своем местечковый. И речь не о местоположении, а об образе мышления.
Прочитала сегодня письмо из рассылок на своей почте от одного хорошего бизнес-консультанта. Мысль, которая меня зацепила в его письме – что он уходит из этой сферы, потому что устал тянуть за уши наших бизнесменов. Объяснять им, что бизнес надо выстраивать теперь грамотно и системно, что нужно развиваться и менять многое и постоянно. Он для себя нашел другой вариант деятельности….Но речь не о нем.
Меня тоже постоянно это расстраивает. Каждый день просматривая сайты, коммерческие предложения, рекламные сообщения в разных форматах, я вижу то, что мы делали в нашем рекламном агентстве еще в конце 90-х. Я общаюсь с владельцами или руководителями и тоже постоянно слышу это нежелание что-либо менять.
“Нам сложно, у всех кризис, но нас устраивает то, как мы делаем сейчас” – вот основной посыл.
Особенно “развеселил” один владелец бизнеса. Более полугода назад разговаривали с ним о разработке скриптов для работы с клиентами. Не заказал. Положение тяжелое, обороты упали, вот сейчас чуть положение поправим – и начнем что-то менять…. Последний разговор в такой же манере у нас был перед новым годом. С той лишь разницей, что в перечне новостей он рассказал, что пришлось сократить штат, не тянет… Но менять так ничего и не стал, хотя соглашался, что нужно….
Если соглашаются, то не применяют на деле то, что было разработано и за что было заплачено. Тоже частое явление. Местечковое…
Что с нашими предпринимателями? Какой сайт не откроешь, в какую точку продаж не зайдешь – косяки на косяках. Реклама не будет увеличивать продажи, потому что недоделана. Если позвонить – про скрипты разговоров, обработку звонков если кто и слышал, то явно для галочки. Обращаются к дизайнерам, копирайтерам, но хотят, чтобы было как нравится им, а не как будет правильно с точки зрения профессионала в своей области. Зачем обращаться к специалисту, если его слушать не собираетесь?
“Зачем вы открываете салон?” – спрашиваю одного клиента. “Потому, что это круто”, – отвечает директор, он же хозяин. И все причины. Здорово? Местечково…
Получается проще в который раз поменять персонал, маркетологов, бухгалтеров, или вообще ничего не менять, чем узнать, что же все-таки с бизнесом происходит, довести его до ума. Как? Да обратиться к соответствующему специалисту. Про это может кто и слышал, но не применяют как надо. Потому что не круто, наверное. Хотя мне кажется, наоборот.
Когда организм начинает плохо себя чувствовать, то идем к врачу, хотя бы на консультацию. Спрашиваем рекомендации, слушаем. Потому что понимаем, что самим не стоит лечить то, чего мы не видим и не понимаем. Плохо бизнесу – клеим пластырь на него, уменьшаем штат, уменьшаем расходы на рекламу и маркетинг, переводим менеджеров только на процент. И загибаемся, загибаемся, загибаемся…. Но держим салон, имеем сайт, который не живой, а так, “должен быть”.
Доктора есть и для бизнеса. Терапевт и узкие специалисты, как в обычной жизни, как в поликлинике.
Смотришь на бизнес и видишь: человек старается, свое дело любит, работает, группы в соцсетях ведет. А все это не продает его. Оно классное чисто по человечески, но не прибавляет ему клиентов в той мере, как нужно для развития дела дальше. Только чтобы не закрыться хватает, да и то порой за свой собственный счет. У него сосуды есть, а кровь по ним не бегает. Потому что он не профессионал в сосудах. Зовешь поработать вместе над его бизнесом – у него времени нет. Он герой в своих глазах, почти мученик. Нет, не жалуется, но лучше бы жаловался. Тому, кто может помочь…
Надо обращаться к специалисту со стороны, который знает, как должно работать правильно, где отклонения и как их исправить. Необходимо диагностировать неполадки в работе бизнес-организма, назначить лечение.
НО!!! Внимание!!!! Лекарства надо купить и принимать по определенной схеме и долго!!! Причем это будет комплекс лекарств скорее всего, потому что организм – система. И вы прекрасно понимаете, что одной таблеткой не вылечитесь, особенно если болезнь зашла глубоко. Мы ведь не бежим к врачам с простой простудой или какой другой мелочью. Идем, когда уже серьезно, когда боимся за себя. И лечимся долго, недели, месяцы. Нам же нужно выздоровление, а не временное облегчение.
С бизнесом у нас не так. Бизнес – тоже система. Система получения прибыли при производстве пользы для этого мира. Но бизнес может хромать на обе ноги. В бизнесе могут быть застарелые проблемы. Бизнес может еле дышать. Или даже уже только ползти в сторону мечты. А вот узнать, где проблемы, устранить их, понять, что выявление слабых мест – это не унижение руководителей, а профилактика серьезных проблем – нет, зачем, и мысль не допускается. Только как будто ощупываем себя, ощущаем, что тут болит и там болит, и требуем от больных мест, чтобы они разобрались и работали нормально. Вот так. Сами. Не как положено цивилизованному и грамотному человеку, а как в далекой глуши, местечке. Это тоже черта местечкового бизнеса.
Местечковый бизнес боится, что на нем все хотят нажиться, и не принимает предложения, не открывает письма, не бывает на конференциях. В нем все устроено так, как хочется видеть руководителю. Причем часто это только видимость, а не реальное положение дел. Потому что никто не хочет потерять работу, говоря свое мнение. А директор его никогда, практически, и не спрашивает. У него есть свое. А если и спрашивает, то слышит то, что хочет слышать, а не то, что хотели бы действительно сказать сотрудники.
Убедила недавно одного директора провести стратегическую сессию в его компании. Провожу предварительную подготовку с топ-менеджерами и вижу, что в товарищах согласия нет. Каждый видит проблемы по-своему, оказывается. И видение компании в будущем у каждого свое. Хотя планерки и совещания проводятся регулярно, да все по накатанной. Прийти к поставленным целям с разработанным ранее у них планом поэтому не получится. И первым делом было привести всех к единому видению и пониманию пути. Дальше было уже легче. И результаты уже есть. Дело сдвинулось, все элементы организма работают в согласии. А если остался бы при своем мнении, не провели бы такую совместную сессию, то что-то бы чихало, что-то кашляло, а в целом – никакого сдвига.
В местечковом бизнесе ничего не меняется со временем, кроме оборудования. Вы придете туда через год или два, а там все так же. Что будет через пять лет? Ребята, его скорее всего уже не будет. Или хозяин поменяется. Или положение в бизнес-среде. Если и выживет, то будет в нижних слоях. Сейчас есть такой эффект, что все стало происходить быстрее. Время ускоряется., и бизнесы быстрее падают все ниже.
Что делать, чтобы не оказаться там?
Понять, что сами вы себя не оцените, как бы не хотели.
Обращайтесь к специалистам за диагностикой. Даже если у вас есть свой хороший маркетолог, бухгалтер, дизайнер. Они внутри, им не видно, как оно все на самом деле, их взгляд “замылился”.
Внешний бизнес-консультант найдет слабые места в самой компании, покажет, где все стопорится, какая проблема – причина, а какая – уже ее следствие, скажет, что делать в первую очередь, что потом, посмотрит маркетинг. Он оценит весь бизнес-организм. Или его часть, смотря что вы спросите.
Внешний бухгалтер может объективнее оценить ваше финансовое положение, течение финансовых потоков.
Внешний графический дизайнер – ваш стиль, логотип, вашу внешность, так сказать.
Внешний веб-мастер – ваш сайт и то, как эффективно вы представлены в интернете.
“Так они же будут раскручивать на свои услуги!” – возмущенно возразите вы.
Да, будут. Только не раскручивать, а предлагать. Потенциал их велик, помощь могут оказать существенную. И да, их услуги стоят денег. Но один есть момент. Важный момент!
Каждый такой человек работает под своим именем. Он создает себе репутацию. Ему выгодно, чтобы у вас все получилось даже лучше, чем вы ожидали. Превосходить ожидания – это как раз не про местечковый бизнес. Это про настоящий, с профессиональным и ответственным отношением. Он будет работать с вами над ВАШИМ бизнесом. Вы поработаете вместе ограниченное время, а то, что он для вас сделает – будет приносить вам прибыль и дивиденды и дальше.
Найти таких людей – другой вопрос. Но они есть, их достаточно много, и становится больше.
Должна быть своя бизнес-культура, где принято быть открытыми новому, давать больше, чем ожидают, проводить управляемые изменения.
Хочется уже видеть у нас бизнесы, которые не надо тянуть, которые готовы жить и развиваться дальше. Хочется меньше местечковости в умах бизнесменов. Цените свой бизнес-организм, понимайте его ценность. Обращайтесь к специалистам и бизнес-консультантам, инвестируйте в профилактику и лечение. Спрашивайте, что у вас не так сами. А если вдруг к вам обратится профессионал, готовый дать обратную связь и поработать над вашим бизнесом, так поблагодарите ангела-хранителя вашего бизнеса и пообщайтесь с таким специалистом. Сделайте пилотную небольшую совместную работу. И в путь, к большим целям, по современным технологиям, меняясь и развиваясь, становясь все сильнее и интереснее.
Специально для издания Новости Юга
Татьяна Рост, бизнес-консультант.
Ростов-на-Дону, январь 2017г.
Отличная статья! Именно о наболевшем. Я тоже занимаюсь консалтингом и иногда просто руки опускаются от тугодумности наших предпринимателей. Всё так и есть. Они лучше будут сокращать персонал, урезать расходы на маркетинг, но никогда не обратятся за помощью к специалисту. Писем не открывают, обратной связи не дают. Считают, что их обязательно будут разводить на деньги. Печаль.