Татьяна Моисеева

Skype-диалоги: Кто и как готовит нужных сотрудников бизнесу

Татьяна рассказывает про свой опыт проектной подготовки нужных специалистов для российский и иностранных компаний с 2005 года, про организацию нетворкингов и других современных методов объединения предпринимателей в Краснодаре за последние 15 лет. Кто, когда и как меняет свой профессиональный профиль? Как актуально сегодня уметь быстро переучиться под новые запросы бизнеса? Что может помочь школьникам, студентам, пенсионерам стать востребованными на рынке труда сегодня?

Татьяна Моисеева
Татьяна Моисеева – руководитель компании “Профориентир Кубань” (переподготовка кадров и ориентация в выборе профессии)

 

Подготовлено по материалам видео-интервью,
полная версия которого размещена в конце статьи

СЛУШАТЬ или СКАЧАТЬ ПОДКАСТ – оригинал интервью:

 

И. Греднев: Добрый день! Расскажите о себе, чем Вы занимаетесь, Ваш проект, Ваше хобби, мысли.

Т. Моисеева: Добрый день, Илья! Добрый день, коллеги! Очень благодарна Вам за предоставленную возможность поговорить со своими единомышленниками в такой непростой период для всех.

Меня зовут Моисеева Татьяна. Я по образованию аграрий, заканчивала наш Кубанский (тогда) сельскохозяйственный институт, и у меня такая интересная специальность – «защита растений». Наверное, в свете сегодняшних событий она звучит особо привлекательно, потому что эти специалисты работают не только с людьми. Мы все стоим в пищевой цепочке, поэтому от того, что мы сегодня едим, какова наша пища, от этого зависит и наш общий иммунитет.

Так сложилась судьба, что сразу после окончания аграрного института я поступила в аспирантуру в Москве на кафедру физиологии. Очень интересная была работа, учеба. Вообще, период в жизни такой продуктивный, активный, когда можно было послушать преподавателей столичных, расширить кругозор, свою профессиональное начало. Период очень был активный и интересный. Я защитилась, я кандидат биологических наук. Но это были 90-е годы. Все знают, что такое 90-е годы, когда все буквально опустело, наша молодёжь не представляет себе такую ситуацию. И надо было выживать, тем более что к тому моменту у нас уже был старший сын с очень непростой ситуацией со здоровьем. Эта ситуация очень быстро нас сподвигла на то, чтобы мы предпринимали какие-то шаги. Поэтому сегодняшняя ситуация совершенно не нова для нас по внутренним ощущениям. Тренировки были в течение всей жизни, хорошие тренировки, я имею в виду. Эти ситуации всегда тебя закаляют.

И. Греднев: Татьяна, буквально два слова вставлю! Мне очень многие сейчас говорят в интервью, в телефонных разговорах: «Тот, кто пережил безработицу 90-х, тот, кто в то время попытался организовать бизнес, все говорят: «Да мы спокойно переживем все, что сейчас происходит, нас этим не испугаешь».

Т. Моисеева: Нас этим не испугаешь… Когда коллеги впервые сказали в 90-х: «Почему бы вам не организовать своё предприятие?», я помню реакцию родителей.

– Вы и какой-то бизнес!!! Это совершенно невообразимые вещи, но тем не менее, мы тогда организовали свой бизнес, и я благодарна судьбе, что он был посвящён тем моим разработкам, моей диссертации, то есть мы не ушли ни в торговлю, ни куда-то. Мы стали продолжать развивать те вещи, которые нам были очень близки профессионально. И мы занимались сельским хозяйством также в свете своей профессии. Мы занимались разработкой иммуномодуляторов для сельского хозяйства, то есть мы внедряли уже тогда вот эти экологические моменты при выращивании сельхозпродукции.

И. Греднев: Расскажите в двух словах, что такое иммуномодуляторы.

Т. Моисеева: Иммуномодуляторы – это те вещества, которые снижают пестицидную нагрузку на агроценозы. Известно, что сельское хозяйство является одним из самых-самых загрязняющих экологических моментов. То есть, вот тот прессинг химический, это средство защиты растений, удобрения. Это совершенно невероятный прессинг на агроценозы. И вот есть вещества, которые этот прессинг снижают. Они снижают этот прессинг и в отношении растений, и в отношении почвы. Вот этим мы занимались, это были очень интересные и удивительные вещи. Мы получали результаты. В 90-е годы, как известно, наступила очень большая бедность. И очень много лет в силу нехватки денег отсутствовали средства защиты. Биоценозы очищались, почва восстанавливалась. Как и сегодня, выходя на улицу, ощущается совершенно другой запах.

И. Греднев: Город стал чище.

Т. Моисеева: Да, появились запахи те, которые, может быть, в лесу только слышали. Но это замечательно, для природы – это просто отдых, передышка. Потому что мы, конечно, делаем вещи не очень положительные для земли и для себя в том числе.

И. Греднев: Вот теперь будем больше общаться по скайпу, и спасём природу.

Т. Моисеева: Да, дадим ей возможность немножко отдохнуть. Спасая природу, мы спасаем себя.

И вот такой бизнес появился, но в силу семейных обстоятельств мы опять вернулись в Краснодар, а я училась в Москве, и этот бизнес, конечно же, перенесли в наш аграрный край. А потом вдруг приглашают на кафедру, уходит мой учитель, уходит мой бывший куратор с кафедры в силу здоровья. Меня приглашают на эту кафедру читать. Причём приглашают 25 августа и дают факультет совершенно мальчишечий, агрофак, где 125 ребят, а предмет очень сложный. Я прихожу, я хорошо помню свои эмоции, пошло становление меня как преподавателя, как учителя. Но так как у меня в роду очень много педагогов, наверное, судьба не просто так мне эту ситуацию преподнесла. Я была внутренне до конца не готова, но мне очень нравилось работать с детьми, студентами. Все равно они у нас все были под названием «дети», независимо от возраста. Я очень много читала на кафедре, поскольку была ещё и администратором. Наверное, я уже тогда шла к сегодняшнему своему проекту. Этот проект – сумма тех компетенций, которая была получена в течение профессионального пути, и тогда ещё в аграрном университете я задумалась о том, что один из показателей успешности вуза – это количество трудоустроенных выпускников. Сегодня ведь мы владеем такой цифрой, что только 30% наших выпускников учебных заведений работают по той специальности, которая заявлена в дипломе. Это катастрофа и для страны, и для личности, и для родителей. Деньги, время, разбитые надежды и так далее.

Я тогда уже организовала такой формат. Я его называла бал отличника, когда на факультете ребята сильные, хорошо занимались. А у нас вместе были факультет защиты растений и факультет агрохимии и агропочвоведения, был такой химический конгломерат –бал отличников, когда мы собирали на одной площадке ребят, которые успешно учатся и стремятся к чему-то и будущих работодателей. То есть фирмы, где эти выпускники востребованы. Это фирмы, которые чаще всего реализуют средства защиты растений: иностранные фирмы, наши отечественные фирмы, которые на тот момент уже появились на нашем рынке пестицидов. Все это мы проводили сначала в формате встречи в институте, на факультете, а потом мы стали ребят собирать в кафе. Ребята сельские, ребята, которые, может быть, что-то недополучили, чего-то не узнали, не увидели. И вот этот формат их подтягивал внутренне, многим моментам они могли научиться, особенно моменту коммуникации в такой нестандартной ситуации, могли увидеть и более старших, ближе к своему возрасту, уже успешных в этой профессии людей.

И. Греднев: Это какие годы были, когда Вы это начали делать?

Т. Моисеева: Это, наверное, был 2003-4-5. Вот эти годы были.

И. Греднев: Короче делали все, что сейчас современные бизнес-тренеры и коучи собираются продать всем.

Т. Моисеева: Да, совершенно верно! Вы понимаете, уже тогда это было точкой кристаллизации, когда выстраивалось взаимодействие с фирмами. Ведь кому нужен выпускник? Выпускник нужен работодателю и понятно, какой нужен выпускник. И тогда фирмы начинали вот эту эпопею с присвоением стипендий. Они начинали потихоньку выращивать себе будущего специалиста. Потом чуть позже, через год, через два организовалась система прохождения практики у них. И не только у них, на базе учхоза аграрного университета. То есть потихоньку. И вот сейчас я вижу, что те зачатки уже выросли в большую систему. Если поначалу, в силу материальных возможностей в этом участвовали, скажем, Сингента, Байер – иностранные компании, то потом активно стали участвовать и наши отечественные и поддерживали наших ребят очень-очень серьезно. Ведь что такое студенту, например, ту же самую стипендию получить 3-5 тысяч? Ведь уже значительно позже, и не только в аграрном, но и везде появилась система обменов между университетами. И сейчас ребята постоянно ездят, постоянно обмениваются в Германию, очень много принимают ребят из защиты растений, с других специальностей, и так далее.

Вот такая работа велась, это было очень здорово. Удовольствие я в этом находила совершенно необыкновенное, а самое главное – была отдача. Я вижу, как эти выпускники выросли, сегодня это руководители, один из них сегодня руководит Сингентой. А помню, как он сидел у меня на физиологии, как это было ему сложно, база сельской школы ему была недостаточна. Химия – всегда проблематичный предмет, он и сейчас остаётся сложным для школы, для выпускников и так далее. И сегодня он руководит южным отделением вот такой большой фирмы. Вот такая была интересная работа.

Параллельно была наука, параллельно было внедрение, и вот наш бизнес существовал, он и существует до сих пор, но, может быть, в каких-то меньших объемах. А потом я получила ещё дополнительное образование. Оно прям витало в воздухе, ходило. Мы же не зря, не случайно встречаем каких-то людей, знаковых на своём пути. Встречи, может быть, наши встречи Вселенная слышит. Я очень благодарна нашему декану факультета психологии, я получила вторую специальность – клинический психолог. Она была рядом с моей, это же биология. И когда я начала читать (преподавать) психологию, вот тут началось – пазлы сошлись.

Я получила диплом психолога. Консультировала и консультирую как психолог. Последние 10 лет я работаю в системе дополнительного профессионального образования, я считаю, что, это такой серьёзный качественный скачок, который нам даёт расширение сфер деятельности, ну это в общем-то высший пилотаж для педагога, когда ты обязан знать очень много отраслей, и когда ты именно начинаешь выстраивать профессиональный путь того, кто к тебе обратился. В связи с тем, что лет 5 назад появились новые профессиональные стандарты, когда систематизация этих всех вещей пошла, когда надо на рабочем месте иметь диплом, который соответствует твоей занимаемой должности, очень серьезно внедрилась система профессиональной подготовки и, наверное, в общем назрел вопрос, что время сложилось, условия, когда многие очень-очень стали задумываться, ту ли я профессию получил. Во-первых, может быть, я не могу в течении всей жизни ее реализовать, поскольку поменялись какие-то экономические условия, рынок труда, ситуация поменялась, а с другой стороны, она мне просто не нравится, я не счастлив в этой профессии, я уже отнёс диплом маме, папе, я уже реализовал свои амбиции, сказал: «На, мама, диплом, вот я экономист, а теперь я буду заниматься тем, что мне нравится». И таких историй очень много вокруг.

Друзья рассказывают, когда известнейший педиатр вдруг в 40 лет уходит и говорит: «Я буду снимать кино!» и он крайне успешен, у него наиинтереснейший проект, у него молодежь, он снимает социальное кино, то есть, он, мало того что занимается интереснейшим любимым делом, он несёт в общество благо! Человек занимается, и у него конкурсы сегодня. Конкурсы для молодежи, для детей. Очень интересные вещи, вот такая ситуация! Вот поэтому сегодня психология говорит, что в принципе мы никогда не слушали западную психологию, мы шли каким-то своим изобретенным путём, это нормально, когда в течение жизни человек 2-3 раза меняет профессию, проходит 10 лет и ты в профессии начинаешь выгорать.

И. Греднев: Я перед Вами – тот самый человек, которого сначала родственники отправили в мореходку – на капитана учиться, но я в итоге понял, что находиться по 6-9 месяцев в море – это точно не мое.

Т. Моисеева: Один и тот же пейзаж за окном?

И. Греднев: На самом деле, там много разных других факторов, но сам факт, что я точно осознал, что это не мое, и потом, когда где-то как-то (это было по огромному блату), по знакомству мне сказали, что можно пойти поучиться на руководителя, вот я туда прям за взятку уехал в Питер учиться, и вот большую часть своей жизни получаю огромное удовольствие, находясь в амплуа руководителя и набирая компетенции и все, что с этим связано.

Т. Моисеева: Да, эти компетенции, конечно, набираются в течение всей жизни. Но Вы – капитан, Илья, мы незнакомы, но все равно, мне кажется «капитан». Это проект, который вы сегодня сделали, он все равно такой флагманский, он даёт возможность совершенно незнакомым людям высказаться – это во-первых, второе – поделиться своим потенциалом, а это не всегда удаётся. Я Вам говорила, что слушала об одном ролике, мы с Вами говорили, потом я услышала о другом. Так вот, просматривая ролики, я выхватывала в каждом моменты, полезные для себя, какие-то технологии, какие-то моменты, восхищаюсь человеческими качествами ваших гостей и учусь этому. Поэтому я думаю, что когда эта серия вся выйдет, может быть, когда-то наступит совершенно замечательный момент, когда мы сможем собраться вживую, пообщаться. Я думаю, что это будет полезно.

И. Греднев: Очень хорошая идея, всем обязательно предложу.

Т. Моисеева: Я думаю, что мы будем передавать только полезное друг другу.

И. Греднев: Когда Вы пошли в психологию, что Вас мотивировало и заинтересовало, и какая часть психологии: семейная, клиническая и так далее. Можете немного подробнее рассказать?

Т. Моисеева: Я прошла курс клинической психологии, но я очень строго отношусь к себе. Я никогда не работала как клинический психолог и никогда не консультировала, и не уходила очень серьезно в эти моменты каких-то нарушений личностных и так далее, и так далее. Я не считаю себя клиническим психологом с базовым образованием. Это очень серьезно, но поскольку я биолог, я получила очень много дополнительных знаний, возможностей, дополнила свою общую картину, я читала общую психологию детям и очень часто задавала себе вопрос: «Какой бы отраслью психологии я бы хотела заниматься?».

Поскольку я всегда работала с детьми, работала со студентами, конечно, мне их проблемы были очень близки, и я на сегодняшний момент для себя выбрала такую вещь, как психология труда, психология развития личности, психология общения, психология становления личности, и не зря я сегодня подошла к своему проекту, о котором обязательно буду говорить. Имея в потенциале вот эти все входящие знания и моменты, но в моем проекте, который мы реализовали, невозможно без таких моментов, как детско-родительские отношения, как семейная психология, ведь ребёнок, естественно, он не вырван из контекста – это продукт семьи. Это, прежде всего, продукт семьи. Если мы можем сегодня гордиться своими детьми, то мы прекрасно понимаем, что мы вложили туда очень-очень много. Я сегодня поняла, на карантине очень много времени остаться с собой, подумать, проанализировать. Я, конечно, веду много внутренних диалогов с родителями, я их запишу на бумагу, запишу в онлайн режиме и так далее. Это планы на будущее, вот так.

И. Греднев: Татьяна, очень важный момент Вы затронули. Я практически нигде никогда не слышал, чтобы качественно его обсуждали, но иногда мне только эту проблематику говорили некие психологи, я вот тоже учился у нескольких «гуру» – у четырнадцати разных человек. У кого-то книгу прочитал, у кого-то сначала пошёл на некий семинар, потом уже пошёл читать их книгу и т.д., но вот в основном те, кто имеет специфику бизнес-тренера, коуча, они практически все говорят, что в обществе есть запрос на подготовку менеджеров, неких продавцов, есть запрос на подготовку руководителей, есть запрос на подготовку техническим, специфическим навыкам, но почему-то ни у работодателя, ни у самого общества нет запросов на то, чтобы быть хорошим сотрудником, все сразу хотят рулить концернами, корпорациями, а на самом-то деле все держится на исполнителях. И таких людей в экономике большинство.

Т. Моисеева: Да, тот, кто делает, работает, а не учит.

И. Греднев: Да, у нас в обществе почему-то у этих людей очень превалирует негативное отношение к работе, к любой организации, они имеют совокупный, массовый эгрегор отрицания этого. У иностранцев: турков, немцев, американцев совершенно другая мотивация к труду, как причастность своего вклада в обществе. И вот один у меня очень хороший бизнес-тренер, он мне говорит: «Я давно подготовил очень классный многодневный тренинг «Как быть хорошим сотрудником»».

И после него я общаюсь с руководителями, провожу тренинг для топ-менеджеров. Да, они платят, иногда по 3-4 сессии, иногда несколько раз в год вызывают на 2-3 дня за очень большие хорошие деньги. И я же им говорю лично: «Вы такие продвинутые, вы многому научились, я у вас уже 25 коуч, бизнес-тренер, а давайте научим ваших сотрудников».

В лучшем случае вежливо кивают и ничего не заказывают.

Почему это происходит? Каково Ваше профессиональное мнение?

Т. Моисеева: Я думаю, что в последние 90-е годы все начало уходить во все эти политические вещи. Этот период сделал своё чёрное дело. И самое страшное, что это все упало на неокрепшую психику молодого поколения.

Видя картинку в телевизоре, что можно все получить очень быстро, видя способы получения всего и очень быстро, ребёнок думает, что это истина последней инстанции, что так и должно быть, и так прошло много лет. И мы целое поколение получили. Это поколение сейчас стоит у руля, это сегодня 30, 35, 40 лет им, а они думают, что уже вот таким образом можно все, и очень быстро всего добиться. Я думаю, что есть много всяких моментов. Именно поэтому я взялась за свой проект.

И. Греднев: Я правил не одним проектом и считаю, что молодёжь, которая насмотрелась этих всех фильмов, можно построить в очень хорошие, работоспособные коллективы. И кардинально менять отношение к труду у большого количества людей.  Но я профессионально, массово никогда этого не делал. Теперь Вы рассказывайте подробно.

Т. Моисеева: Илья, я с Вами полностью согласна, мы к этой мысли вернёмся, когда я расскажу о своём проекте. В 2018 году у меня появилась своя автономная некоммерческая организация, мы ее назвали «ПрофориентирКубань». И в 2019 году мы написали проект по выстраиванию профориентационной работы. Мы походили по сайтам, посмотрели, что делается, что есть. Да, есть МГУ, есть его технологии, гуманитарные технологии, там большие кафедры, большой конгломерат, но у нас-то в регионах нет ничего, системы не существует. И в этот момент государство стало заявлять о больших национальных проектах, таких как: «Билет в будущее», в школах стали появляться оборудования под лозунгом, как «Точки роста», по актуальным на сегодня направлениям: робототехника, IT-технологии. В школах появилась инженерная направленность, в рамках точки роста этого проекта появится очень много оборудования, и дети имеют возможность этим заниматься дополнительно, как допобразование, получать эти навыки. Это очень хорошо. Как известно, выбор профессии, своего жизненного пути – это вещь индивидуальная. И на массовые колёса сложно этот процесс поставить, потому что надо с каждым поговорить, разобрать ситуацию. Потому что те пазлы, которые сейчас складываются, они очень разнообразные, разный уровень образования, разный менталитет, разные задачи, ценности и так далее.

И. Греднев: Сейчас Вы сделаете некую диагностику пришедшему человеку и выявив, что он склонен к гуманитарной профессии, а другой склонен абсолютно к другой творческой профессии: модельер, дизайнер… Что Вы будете делать?

Т. Моисеева: Я вернусь к проекту, а потом отвечу на этот вопрос.

Когда появился проект, команда, мы в 2019 году выиграли президентский грант на этот учебный год. Приняли в этот проект 4 Краснодарские школы и взяли восьмиклассников, подумали, что девятые классы – это стрессовый период, когда ты должен сделать выбор, а десятый уже какой-никакой выбор сделал, а одиннадцатый вообще определился, хотя и там ещё очень много проблем…

Мы взяли этих детей в проект, и первое, что мы сделали – мы протестировали их личностные качества, психотип увидели. Он кто? Он лидер? Он исполнитель? Кто он по своей сущности внутренней? Мы увидели его профессиональный профиль. Мы протестировали около 700 человек, но в проект по правилам нашего гранта попали только 45 человек, но мы взяли 65 человек. Невозможно было отказать родителям и детям. Перед нами была психологическая картинка.

И я хочу сказать, что с ноября, когда мы только начали проводить консультации, как они поменялись! Встречи были нерегулярные, раз в неделю, но дети поменялись, подняли головы, стали говорить, а ведь их разговорить очень сложно! Я подумала, даже вот такая небольшая работа – какой эффект она даёт! Как дети отзываются на эти вещи! Я благодарна судьбе за то, что мы успели это сделать, мы провели с ними 3 тренинга. Да, работодатель хочет видеть профессионализм, но по опросам работодателей, профессионализм стоит лишь на четвёртом месте. А на первом месте – лояльность, коммуникабельность, харизматичность, ответственность. Не умеешь работать в команде, значит ты не интересен!

И. Греднев: Я изучил вакансии многих работодателей, своих знакомых, чтобы знать, что происходит на рынке, и 90% пишут очень подробно некие технические, очень легко обучаемые навыки, а про то, что Вы говорите, нормально, качественно – даже заявки такой нет. Хотя, как работодатель, я сам знаю, что подходящего человека под команду, по психотипу, обучить каким-то техническим навыкам совсем не сложно.

Т. Моисеева: И сложнее всего, Илья, им дался тренинг по эмоциональному интеллекту. Сейчас это очень актуально, многие дети не понимают свои эмоции, не могут понять себя, не понимают эмоции других. Поэтому сегодня много конфликтов между детьми, конфликт ребёнок-учитель, учитель-родитель. Не зря сегодня вводят штатную единицу психиатра. Не зря! Настолько ценности поменялись, что конфликтная среда, конечно, мешает учебе.

И. Греднев: Что Вы делаете в данном проекте? После тестирования что делаете?

Т. Моисеева: Тестируем, консультируем, вырабатываем навыки, которые необходимы, в виде тренинга и профессиональной игры, проводим квест «профессии будущего» и мы завершили первый этап. И у нас с первого этапа начинается второй этап, он будет посвящён профессиональным пробам. Когда ребёнок имеет возможность попробовать профессию на ощупь. Мы планировали экскурсию на предприятие, у нас заключено очень много договоров. И думали пройти по учебным заведениям всех уровней. Но мы займемся этим после пандемии.

Я хочу рассказать о своём личном опыте, профессиональном пути, как человек пришёл в эту профессию. Дети боятся сделать первый шаг, боятся, что он будет неправильный. И хочу рассказать о профессиональном наполнении своей работы. Что я делаю, как я делаю. В идеале, мы будем делать рабочие ролики разных профессий «чем занимается педагог», «чем занимается врач», «чем занимается токарь», аграрий, агроном и так далее.

Ну вот такой непростой этап на сегодняшний момент.

И. Греднев: Я готов лично прийти при условии, что будет аудитория, и рассказать об очень больших сферах, связанных с финансами, со строительством, с проектным менеджментом, с рекламой, маркетингом, блогингом. Это те сферы, в которых я сейчас постоянно работаю, я хочу поделиться и направить молодёжь.

Т. Моисеева: Молодёжь этого ждёт, и кстати, очень много детей творческих! Я думаю, что это не случайно, очень много леворуких, пишущих левой рукой, ну это я, как антрополог говорю. На изменения в природе реагируем таким вот своеобразным образом. Так вот, если кто-то откликнется из творческих профессий – это будет очень здорово! И очень популярна IT-сфера, без этих навыков никто не пройдёт.

И. Греднев: Спасибо большое за интервью! Несколько слов родителям и работодателям. Что бы такого Вы, пользуясь интервью, хотели бы сказать?

Т. Моисеева: Родителям я бы хотела сказать: вот он у вас сейчас первоклашка, задайте себе вопрос, каким я его хочу видеть в 11 классе? И отмотайте время назад. Чему я должен его научить?

Я должен научить его самостоятельно учиться, быть контактным, иметь друзей, любить работать, не забывать родителей в старости потом. У меня 2 сына, и я вижу результат вложенного труда. Это очень серьезный кусок в нашей жизни.

А работодателю я хочу сказать, что мы должны себе выращивать будущих работников, надо сегодня включаться, надо вкладываться, многим сложно без финансовой поддержки, а работодатель может ее оказать, учить культуре поведения, учить будущему профессионализму, а главное – учить любить работу.

Я родителям желаю помочь ребёнку найти и дать любимую работу, не ругать его за ошибки, первый шаг может быть неправильным. Главное – готов ли ты идти дальше? Подняться и пойти!

Больше информации Вы сможете найти в наших группах в социальных сетях:

https://zen.yandex.ru/grednevstory  
https://vk.com/grednevstory
https://ok.ru/grednevstory
https://www.facebook.com/groups/grednevstory