Как улучшить качество образования на Юге России?

Как улучшить качество образования на Юге России?

Как улучшить качество образования на Юге России?

Эксперты ответили на этот вопрос, для информационного портала Новости Юга.

 

Анна Филатова, руководитель Коммуникационного Бюро №1, считает:

«На первую часть запроса: Качество образования в целом не повышают на региональном уровне. Это системная работа госаппарата: сам регион просто не уполномочен вводить новые стандарты, менять программы по своему усмотрению. Так что, вероятно, нужно уточнение: За счет каких ресурсов МОЖНО улучшить качество образования на Юге? Например, развивать систему дополнительного образования, привлекать крутых преподавателей в регион. И есть неочевидный ресурс: развитие профориентационных направлений. Чем больше человек замотивирован на обучение, тем эффективнее специалист, который вырастет в будущем. Бездумно отправлять детей «на экономистов» — моветон. Важно до «гонки ЕГЭ» уделить время тестированиям, работе с психологами, понять реальные возможности человека, его склонности. У нас есть прекрасные специалисты, которые помогают в таких вопросах. К примеру, проект «Профессии будущего на Юге». Сильная мотивация к обучению у студентов — серьезный стимул и для преподавателей. Если преподаватель увидит, что аудитории не все равно, он постарается повысить качество материала. И тут мы переходим ко второй части вопроса. Как повысить качество специалистов? Если не погружаться в мир фантазий, где все наши вузы разом становятся крутыми, можно выстраивать новые «нейронные связи» между образовательными учреждениями. Большинство профессий сейчас трансформируются быстрее, чем заканчивается бакалавриат. Распределение компетенций сделает учебные заведения мобильнее: например, вуз может сотрудничать с тренинговыми фирмами, преподавателями курсов, центрами подготовки, лекторами со всей страны и даже мира, отраслевыми экспертами, чтобы дополнять существующую программу актуальными компетенциями. Также вузы и ссузы могут обмениваться какими-то курсами, механиками.»

 

Устин Чащихин, Кандидат в президенты России 2018 с программой роста ВВП и демографии, автор книг по росту экономики и демографии России, закончил Нидерландский Институт Маркетинга и МГУ, считает:

«Для повышения качества образования надо вернуть предмет логику, который был от Петра I до Сталина, а в 1956 г был отменен. Без логики люди мыслят шаблонно-догматично и не могут делать научные открытия и создавать новые технологии и конкурентоспособные товары. Почему Запад смог стать мировым лидером в технологиях, экономике и политике, а Россия веками не может догнать и обогнать Запад? Как отличить истину ото лжи? На эти вопросы ответ один – логика и научный метод познания. В этой книге изложен научный метод познания, применяемый учеными при научных исследованиях: критическое мышление, критерий Поппера, принцип достаточного основания Аристотеля, бритва Оккама, математическая логика и статистика, аналитическое и синтетическое мышление. Логика создала великие цивилизации — Римскую империю, современную Европу, Российскую империю, США, СССР, Китай и пр. Обучение логике, свободомыслию и научному мышлению можно сегодня сделать по книге Устина Чащихина «Научный метод познания — ключ к решению любых задач» https://www.litres.ru/ustin-chaschihin/nauchnyy-ateizm/, а также по сталинскому учебнику Виноградова «Логика» (1954 г).»

 

Николай Морозов, Главный редактор научно-информационного журнала «Информио», более 15 лет опыт в сфере образования — высшего и профессионального, считает:

«Улучшение качества образовательных услуг — значимая проблема для всех уровней российского образования, от школьного (впрочем, можно начинать говорить и с дошкольного) до академического. В общероссийской практике сложился, ещё с советских времён, подход — получил диплом и он мой кусок хлеба на всю оставшуюся жизнь. Так было возможно раньше, но сейчас — нет. Взрывной рост технологий, мобильность рынка труда, смена векторов экономического развития — это уже обыденная реальность. Выпускник школы, колледжа, вуза должен понимать, что для самореализации и экономического благополучия необходимо включаться в систему непрерывного образования — «образования через всю жизнь». В Нидерландах, Швеции, Австрии, Швейцарии 60-70% работников 25-65 лет постоянно повышают свою квалификацию, обновляют профессиональные компетенции, меняя, зачастую, вектор своего профессионального развития. У нас, к сожалению, это не так. Работники не стремятся заниматься своим профессиональным ростом, а работодатели не заинтересованы. Это один из значимых, но упускаемых из виду факторов.»

 

Елена Корнилова, К.э.н, старший преподаватель, заместитель начальника отдела планирования и контроля Финансовой университет при Правительстве РФ, ответила:

«Я, как с одной стороны преподаватель, а с другой — сотрудник коммерческой организации, вижу эту проблему с двух концов. Если говорить о высшем образовании, то можно отметить ряд основных проблем:

  1. Недостаточное количество преподающих «практиков». Мы живём в очень динамичное время и теоретических и глубоких академических знаний порой недостаточно, чтобы подготовить специалиста, нужного современным компаниям. Решение этой проблемы я вижу в двух вариантах: привлечение к преподаванию людей с опытом работы в коммерческих организациях и стажировки преподавателей в профильных компаниях, с целью перенять практический опыт, причём стажировки ежегодные и обязательные.
  2. Вторую проблему я вижу в программах обучения. Иногда студенты изучают то, что уже не используется или устарело. Тут как раз важно активное вовлечение реальных запросов бизнеса на программы, знания и ресурсы.

Для себя эту проблему я решила как раз тем, что бываю по обе стороны и готовлю специалистов, которых бы хотела видеть у себя на собеседовании.»

Константин Поздняков, Заместитель первого проректора по работе с органами власти и региональному развитию Финансового университета при Правительстве РФ, Доцент Департамента «Менеджмент» (к.э.н., МВА), заместитель заведующего базовой кафедры компании PwC, считает:

«Для того, чтобы улучшить качество образования, а как следствие уровень компетенций выпускников ВУЗов, прежде всего необходимо, чтобы университеты начали работать в более тесном сотрудничестве с представителями работодателей, так как сейчас существует разрыв между вузовской и не вузовской, в том числе промышленной, наукой и практикой. Отдельно надо отметить незначительное количество преподавателей-практиков, вовлеченных в образовательный процесс, в связи с чем образование носит сугубо теоретический уклон и фактически работодателям приходится доучивать, а зачастую переучивать молодых специалистов на местах, что требует времени и других дополнительных ресурсов. Для того, чтобы увеличить количество практиков в образовательном процессе, тут был бы интересен для внедрения опыт ряда развитых стран, в которых характерно в особенности для специальных (профессиональных) вузов, что даже преподаватели обязаны периодически сами проходить оплачиваемую практику в производственных компаниях. Это, безусловно, положительно сказывается на уровне образования и последующем трудоустройстве выпускников.»

 

Ольга Иванова, профессиональный педагог-логопед, владелец детского развивающего центра «7 ПЯДЕЙ», считает:

«Качество образования складывается из:

— высокого уровня профессионализма педагогов.

— создания комфортности в обучении школьников и прочности знаний учащихся.

— материально-технического обеспечения школы.

Как повысить качество специалистов, которые получили высшее образование?

Отвечу по опыту работы – нужно студентов педагогических вузов обязательно привлекать к работе по выбранной специальности практически с первого курса. Давать опыт непосредственной работы с учащимися. Еще обязательно нужно дать педагогам инструменты работы с детьми с особыми потребностями. Сейчас, зачастую, педагогов просто ставят перед фактом – в детском коллективе особенный ребенок, а то и два. Работай с ними, как знаешь.. А педагог не знает как!

Педагогов среднего и старшего возраста обучать новым способам и методам  работы и новым технологиям в работе. И обязательно дать возможность педагогам полноценно отдыхать (физически, морально). Не ресурсный педагог не сможет показать высокий профессиональный уровень.

И отсюда вытекает вопрос комфортности  обучения для школьников: ресурсный педагог равно заинтересованный, любопытный школьник. Интерес всегда приводит к прочности  и разносторонности полученных знаний и умений.»

 

Борис Халимовский – Co-founder образовательной платформы Courson, высказался:

«Важно понимать, что значение имеет не только качество образования, но и то, насколько эффективно его использовать. Специалисту необходимо поддерживать полученное образование, улучшать знания и компетенции, востребованные в наиболее перспективных областях.

Люди сами в силах улучшить качество своего образования. Например, с помощью курсов, позволяющих прокачать дополнительные профессиональные и личностные навыки. Но, конечно же, без государственной поддержки (финансовой, информационной) в этом деле не обойтись. Как повысить качество специалистов, которые получили высшее образование? — Повышать квалификацию необходимо, чтобы увеличить свою конкурентоспособность и востребованность на рынке труда. Эффективными для этого инструментами являются, например, семинары и мастер-классы известных спикеров. Раньше такого рода мероприятия проводились в выездном формате, посетить их могли далеко не все желающие.

Сегодня существует доступная альтернатива – видеолекции в онлайн-формате от опытных специалистов, являющихся ведущими экспертами в своей области. Разнообразие курсов позволяет выбрать тему и спикера, исходя из своих целей. Плюсы онлайн-формата: доступность в любой точке мира, возможность обучаться в любое удобное время, более низкая цена (по сравнению с офлайн-семинарами). Карьерный рост сложно представить без личностного развития. И современные онлайн-курсы позволяют получить, как профессиональные, так и персональные навыки.»