Портал в другую реальность.

Бывает, идешь такой по городу по своим делам, и вдруг, когда настроение позволяет, конечно, посмотришь вокруг и представишь, как в кино, что пространство вокруг меняется, и ты  в параллельной реальности, где вдруг все видится по-другому.

Хотите так попробовать? Да пожалуйста! Не нужно сниматься в кино, не нужно изучать трансерфинг, не нужно даже иметь богатое воображение. А нужно всего лишь на всего взять телефон и позвонить экскурсоводу. И тогда в самый обычный день вы попадете в портал, ведущий в другую реальность, и этот город уже никогда не будет для вас прежним.

Многие из нас живут в обычных современных городах, ходят по их улицам, и считают, что ничего особенного и интересного у них тут рядом нет. Просто даже не думают о том, что живут рядом с необычным и интересным. Откуда у нас такое пренебрежение к своим местам – не знаю. Принято гордиться Питером, Новгородом, городами Золотого Кольца. А наши – так, города как города. А оказывается нет, не так.

Довелось мне попасть в тему местного туризма. Очень интересная тема, друзья. Мы в сытые времена все стремились куда-то далеко, там на чудеса заморские посмотреть, в иноземных морях искупаться, да привезти оттуда сувениров невиданных. А того, что рядом  — не знали, не ведали. Своих мест не хаживали. Былины местные не слыхивали.

Сначала я узнала, что есть такой вид отдыха, как сплав на плотах по Дону. Несколько дней релакса. Места красивейшие, отдых потрясающий. Про это поподробнее вот тут, в статье «Интересный бизнес, или на чем идти по Дону».

Потом оказалось, что окончание лета – это не конец путешествий. А всего в паре часов езды от города можно оказаться в уникальных местах. Путешествие на день, затрат – минимум, а впечатлений немеряно. И занимаются этим краеведы, и делают это круглый год. И написала про этот бизнес, нелегкий, но нужный для людей в статье «Может ли Дон быть неизвестным».

И теперь последняя часть трилогии, про то, что еще ближе, прямо в городе. Мы говорили о Ростове, но я думаю, что такие люди и такие бизнесы есть и в других городах.

Та-дам!!!! Приветствуйте! Елена Мишенина и ее проект «Центр городских квестов и необычных экскурсий «КультпоХод»»!

Старинные здания Ростова
Старинные здания Ростова

Квесты – тема особая, мы ее почти не затрагивали, Елена их в городской среде устраивает, а не в оборудованном помещении. Но основная тема разговора была не об этом.  Ну обо всем по порядку.

Т.Р. (это я, Татьяна Рост). Елена, как зародилась у Вас  идея необычных экскурсий по городу?
(фотографии предоставлены Еленой и печатаются с ее разрешения)

Е.М. (Елена Мишенина) Я не могу сказать, что это было так, раз – и решила. Стать экскурсоводом я хотела еще в школе. И выбирала ВУЗ, который будет учить именно этой профессии. Потом работала сразу экскурсоводом в нашем Ж/Д музее под открытым небом. Потом была работа в фирме туристической, работа в Москве, постоянное обучение профессии и повышение квалификации, получение аккредитации. Мне очень нравилось водить группы, большие и маленькие, взрослые и детские, бывали группы с необычными детьми, с особенностями развития. А потом вернулась обратно в Ростов и уже открыла свое дело.

Т.Р. А почему именно «необычные» экскурсии?

Е.М. Во-первых, это пешие экскурсии. Они достаточно длительные, хоть и пешие, часа три. С заходом в старые особняки. Я выбросила из них даты, выбросила имена, которыми обычно насыщены обзорные экскурсии, потому что это все не запоминается. Я рассказываю события или факты об этом именно доме. Если это архитектурная экскурсия, то о его архитектуре, какие символы на фасадах зашифрованы. Вот на это делаю упор. Эти экскурсии я называю живыми, по той причине, что можно зайти в подъезд, ощутить дух дома, его запах, характер. Люди удивляются, что можно все потрогать. У нас много лепнины в подъездах, ковки. Обычно они, подъезды, закрыты. Но у меня есть доступ туда по договоренности или с хозяевами или с теми, кто следит там за порядком, в какое время и на каких условиях мы можем войти в дом или в закрытый внутренний двор. И таким образом люди соприкасаются с другим Ростовом, закулисным, можно так сказать.

Т.Р.   Откуда Вы брали именно интересную информацию? Наверняка пришлось это где-то выкапывать.

Е.М.  Разработка любой экскурсии у меня начинается с обхода улицы и дотошного опроса жильцов. Они рассказывают иногда такие истории, которые порой противоречат официальным версиям событий. Но дело в том, что эти дома во многих случаях коммунальные, где старожилов фактически не осталось. Но иногда дают телефоны тех, кто раньше здесь жил, чтобы связаться. В любом случае ищу воспоминания и на них строю рассказ.

Т.Р. Есть ли какие-то любимые или особенно интересные на Ваш взгляд места в Ростове?

Е.М. Ростов по сравнению с теми городами, где исторически сложился городской туризм, совсем не изучен. Я люблю старый Ростов, конечно же. Он не описан. Поэтому главная проблема – очень мало информации. В той же Москве легко найти информацию про дом, что в нем было раньше, что до него, что происходило в нем и рядом. В Ростове нет. Все приходится добывать по крупицам самостоятельно.
Т.Р. Поэтому каждая такая экскурсия уникальна? Ведь эта информация не общедоступна, а есть только у Вас?

Е.М. Да, совершенно верно. И даже возьмем старый Ростов, то эта территория достаточно обширна. Ну если территорию крепости еще более — менее знают, то вот первые улицы, которые появились после нее – про них неизвестно практически. Вот их я люблю, вот там мне интересно узнавать, расспрашивать. Людям это тоже нравится. Потому что там сохранилась эта старина, потому что туда обычно просто так не ходят, это не основные центральные и близкие к ним улицы. И когда люди заходят в эти улицы, то попадают в другой мир. Там сама жизнь настолько другая, что как будто в другой город, другое время попал. Мне очень нравится такое перемещение во времени.

Т.Р. Есть что-то характерное в наших экскурсиях, в людях, которые приходят?

Е.М.  Когда я работала в Москве, то там люди на экскурсиях вели себя более бурно  что ли. Они громче разговаривали, смеялись, было больше эмоций. Мне это больше нравилось. У нас люди больше молчат и слушают. Я понимаю, что для них много нового, они хотят как можно больше впитать. Я надеюсь, что здесь тоже вскоре придет эмоциональность.

Т.Р. Здесь группы меньше?

Е.М. Да, но здесь я и не стремлюсь к большим группам, человек  по 10 достаточно. Потому что мы заходим в дома. Если мы зайдем толпой, то вряд ли это понравится жильцам. И то, я всегда предупреждаю, что мы заходим, смотрим, фотографируем, а потом выходим, и я все рассказываю.

Т.Р. А возраст?

Е.М. 30-40 лет. Моложе очень редко встречаются, если только это не студенты-архитекторы, например. В основном люди уже сформировавшиеся, с определенным достатком, интересующиеся чем-то новым, которые хотят развиваться. Очень много семьями приходят.

Т.Р. А в чем основная проблема познавательного туризма у нас, в Ростове? Или вообще в таких городах? Это в головах у людей, они не видят в своих городах этих жемчужин? Вот я смотрю сейчас на здание напротив, а оно явно старинное, но я только сейчас это заметила. В чем здесь загвоздка?

Е.М. Если честно, я не знаю. Мое мнение, что недостаток информации. Люди даже не предполагают, что такие экскурсии могут быть. Есть стандартные программы в турфирмах для иногородних групп, школьников, они не меняются десятилетиями. А о других вариантах – не знают. Школы не хотят что-либо менять, у них есть налаженные каналы, отработанные маршруты. Я бы хотела узнать сама, почему так мало информации о нас.

Другой момент, что такая профессия как экскурсовод у нас не ценится. Я когда открывалась, то меня даже некоторые жалели. Мол, как же ты свою жизнь положишь на такую профессию, как деньги зарабатывать будешь. Постоянно в книжках копаться. Привычка, что экскурсовод  — это пенсионер, который что-то знает и бесплатно рассказывает. Считается, что это очень легко. Открыл книжку, прочитал и пересказываешь. Что за это платить не надо. Поэтому обесценивание самой профессии ведет к тому, что раз это мало стоит, а еще лучше, должно быть бесплатно, то это и неинтересно. Это будет занудное бубнение, перечисление дат и фамилий. Лучше пойдем в кафе…

Я хочу перевернуть представление об этой профессии, о городе. К каждой группе подстроиться надо индивидуально, вставить шутки, интересные факты.

Туристические группы КольтПохода
Туристические группы Елены Мишениной

Т.Р. Может это обратный эффект, наоборот? Когда были только школьные экскурсии, когда вывозилась целая толпа в 30-40 человек на стандартные места и то самое занудное бубнение с датами и фамилиями, половина не слышно, половина непонятно, потолкались и уехали. Вот  и осталось такое впечатление в памяти в привязке к этой профессии. И сейчас дети, которые вырастают,  никак не знают своего города, ездят в машинах родителей, глядя на экраны гаджетов. Они не знают названия улиц даже, остановок, где уж о зданиях говорить. И у них в головах не возникает идея пойти на экскурсию. А многие из этих детей уже выросли и даже создали семьи. Та самая молодежь, о которой Вы говорили, что они не приходят. Обесценивание профессии произошло тогда, да плюс еще и недостаток информации, и инертность лиц принимающих решения сейчас, если это школы, например.

Е.М. И так тоже. Еще часто сталкиваюсь с вопросом «А что здесь смотреть, в Ростове?» Все знают думу, Тачанку, Трактор (драм. театр им. Горького, прим. автора). Их история известна, их все видели. Что, разве есть еще что смотреть? Я «обзорки» не веду принципиально. Потому что там без рутинности не обойтись, ты привязан к автобусу, основные обзорные точки известны, они достаточно далеко расположены, и информация по ним стандартна и рассказывается давно. И такое неинтересно, действительно. И отношение к экскурсоводу такое же. Когда же людям делают открытия о знакомых давно домах, людях, которые здесь жили, они раскрываются совсем иначе.

Люди не хотят идти куда-то «неизвестно куда». Время  — достаточно ценный ресурс, и люди хотят тратить его с толком. Поэтому ко мне не приходят случайно. Кто-то рассказал — сарафанное радио. И они не пойдут туда, где скучно.

Мы долго беседовали с Еленой. Про новые городские районы, и что они формируются иногда с идеей, как изначально Северный жилой массив, а иногда хаотично. Про то, что старый город исчезает, и до него нет дела городским властям. Про то, что многие объекты разрушаются и приходят в непотребный вид. Про то, что нынешняя застройка центра убивает все ценное, что в нем есть, и можно скоро не найти тех уникальных зданий, куда сейчас Елена водит людей. Про то, как легко можно начать понимать архитектуру и узнавать разные стили в городских зданиях. Интересная была беседа.

Окунувшись в мир познавательного туризма в родных местах, я заметила одну особенность этой отрасли. Основная ее проблема – инертность мышления. И не только потребителей этих услуг, но и тех, кто давно в этой отрасли работает, является основными игроками этого рынка, кто собирает форумы и ездит на конференции. Они много говорят о местном и въездном туризме. Но они так далеки от реальности и того, что нужно рынку. И есть небольшие бизнесы в этой сфере, которые держатся на энтузиазме тех, кто их создал и на их любви к этим местам.  И между ними, этими категориями турбизнеса, нет стыковки. Но это уже тема для другого разговора, пожалуй.

А если вы захотите интересно провести время в нашем Ростове или в своем городе, то найдите Елену  и ее «КультпоХод», или другого такого экскурсовода или краеведа как она в другом городе, который любит эти места и знает о них уникальные вещи.  И тогда будут у вас свои порталы времени. И вот тогда  идешь ты такой по городу по своим делам, и вдруг ощущаешь, что ты уже  в параллельной реальности, где все видится теперь по-другому.

Специально для издания Новости Юга

Татьяна Рост, бизнес-консультант.

Ростов-на-Дону, декабрь 2016г.


Уважаемые специалисты Пиар служб и маркетинга, просим не писать нам регулярно письма с подобными вопросами:

разместить статью, как разместить статью на сайте, какие статьи размещать сайте, разместить новость,  разместить уникальную статью, опубликовать пресс релиз, разместить статью компании

Вы можете предложить новость, написав на электронный адрес редакции: info@yug-news.ru

Или воспользовавшись специальной формой, ссылка