форум движение только вперед

«Движение только вперед»

Бизнес-консультант Галина Хвостова во время Всероссийского форума предпринимателей «Движение только вперед» в Волгограде задала вопросы вице-президенту Сбербанка, начальнику управления развития малого бизнеса Андрею Шарову

 Андрей Владимирович, в рамках круглого стола Вы сказали такую интересную фразу, что государство должно создавать рынки для малого бизнеса. Хотелось бы еще узнать ваше мнение: в какой степени государство должно помогать малому бизнесу и предпринимателям?Андрей Шаров

 Спасибо большое. Мои коллеги из правительства сформулировали 4 основные идеи взаимодействия государства и бизнеса. Первая — не мешать. Чтобы легко и просто можно было начать бизнес и развивать бизнес в любой точке страны. Вторая — развивать. Для того, чтобы нам создать новую волну предпринимательства, мы должны школьников, студентов обучать, рассказывать, как вести бизнес. Примерно миллион человек мы должны обучать в год по программам обучения бизнеса. Короткие программы, которые сориентируют наших молодых ребят, чем заняться в бизнесе. Третья — помогать. И вот здесь, конечно, роль банков трудно переоценить. Потому что сложно развивать свой бизнес без финансирования. Конечно, помогать — это наша задача, задача Сбербанка, и мы продолжаем кредитовать малый и средний бизнес. Более полутриллиона рублей мы уже предоставили в этом году (кредитных ресурсов) малым и средним компаниям. И последняя — вовлекать. Не секрет, что отношение к предпринимательству в обществе… спорное. Я сегодня посмотрел статистику: 52% наших граждан поддерживают предпринимательство, но 13% абсолютно негативно относятся к развитию бизнеса, они больше доверяют государству. Мы, конечно, должны вовлекать наших граждан, наше население к занятию бизнесом, должны показывать и популяризировать эту профессию. Профессию, которая создает ценности, создает богатое общество.

 Исходя из опыта работы Сбербанка, в каком секторе экономики малый бизнес сегодня у нас в стране может быть наиболее конкурентоспособным?

 Я посмотрел, сколько в Волгоградской области выдано кредитов малому и среднему бизнесу. Это 4,5 миллиарда рублей с начала года. Причем 50% всех кредитов — это сельское хозяйство. Удивительно, но малый и средний бизнес очень эффективен в сельском хозяйстве. И конечно, для Волгоградской области и для Поволжья это важное направление развития.

 Если посмотреть на малый бизнес, не средний, а именно малый, он не такой высокомаржинальный, но высокорискованный. А в чем интерес Сбербанка, когда он занимается поддержкой таких направлений?

 Хочу сказать, что малый бизнес — это самый наш массовый клиент. Это миллион двести тысяч компаний, причем кредитуется всего 17%, и это не только в России. В Европе где-то 20-25% кредитуется. Что это означает? Это означает, что малый бизнес развивается на собственные деньги. Что кредитная стратегия очень консервативна, и рисков на самом деле меньше, когда ты развиваешься постепенно на собственные ресурсы. Что мы делаем для того, чтобы нарастить объемы кредитования? Расскажу про три продукта, очень важных, то, что появилось буквально в последнюю неделю. Первое: это Гарантия участия в госзаказе за один день. Если быть точным — за 8 часов. До 500 тысяч рублей гарантии, это 60% всех гарантий в стране, и можешь получить за восемь часов. Второе направление — решение по кредиту за один день. Фантастика? Ничего подобного! Если предприниматель ведет официальную отчетность, он прибыльный и имеет хороший кредитный рейтинг — один день. И третье очень важное — нас всегда спрашивают про остатки. Что с остатками? Хочу сказать, что для тех, кто сейчас готов взять кредит от 15 миллионов рублей, как инвестиционный, так и оборотный, мы индивидуально снизили ставки. Конечно, надо иметь хорошую кредитную историю и хороший окупаемый проект.

 В связи с объявленным в России курсом на импортозамещение и активизацию развития производств, являются ли такие направления, такие компании для Сбербанка приоритетными, есть ли какие-то льготы для таких предпринимателей, либо на общих условиях, как вы сейчас сказали – прозрачный бизнес и кредитная история?

 Мы понимаем, что импортозамещение невозможно без новых технологий. Но, как правило, новые технологии процентов на 70-80 мы импортируем. И у нас есть специальные программы, есть компания Сбербанк Лизинг, которая предоставляет финансовые ресурсы для закупки нового оборудования, для модернизации нового оборудования. Поэтому мне кажется, что тема очень популярная, очень важная и эта ниша для малого бизнеса открыта.

 Скажите, существует ли в планах Сбербанка, может действует, мы об этом не знаем, что-то по типу венчурных фондов, которые будут финансировать или уже финансируют стартапы, проекты?

 В Сбербанке создан венчурный фонд, который финансирует стартапы. Этот фонд преимущественно вкладывает деньги в технологии, которые позволят измениться банку и сделать кредитование и обслуживание клиентов более быстрым. И с другой стороны — мы вкладываемся в высокотехнологичные компании, глобальные, глобальных игроков, с которыми у нас может быть синергия. Допустим, Uber, – недавнее решение по финансированию. Почему? Потому что Uber — это таксисты, а таксисты — это индивидуальные предприниматели, значит наши потенциальные клиенты.

 Это отдельный фонд? Какое-то название у него есть?

 Да, это Венчурный фонд Сбербанка, который занимается финансированием финтек-компаний.

 В настоящее время важно использовать потенциал малого бизнеса при поддержке правительства для развития более крупных компаний. Расскажите, пожалуйста, про Сбербанк и его программы для предпринимательства.

 Сейчас спрос корпораций и крупных компаний на технологичный бизнес примерно на 500 миллиардов рублей. И как говорит руководитель корпорации малого и среднего бизнеса Александр Браверман, с которым мы сейчас активно сотрудничаем, до конца года ожидается один триллион. Наша задача — поженить малые компании, поставщики и крупные компании-заказчики. Для этого у нас есть отдельный продукт, который позволяет и получать банковскую гарантию, и кредитоваться под заказ крупных компаний.

 Скажите, пожалуйста, чего сейчас не хватает для развития экспортного потенциала малого промышленного бизнеса?

 На наш взгляд, экспортные компании нужно выращивать. Это выращивание совместно с крупными компаниями, совместно с банками. Второй вопрос — это кадры. Кадровое обеспечение должно быть на уровне лучших мировых стандартов, и сама система управления внутри. Третье — это то, что государство может сделать, что обсуждалось сегодня на круглом столе, – экспорт должен мгновенно проходить границы, мгновенно. Это не должно занимать месяц, два, три и так далее. Вот это очень важно.

 Сегодня Сбербанк принял активное участие в дискуссионной площадке. Со стороны Сбербанка какова цель принять участие в подобной дискуссии и что на выходе?

 Мы сегодня разговариваем о проблемах клиентов. Клиенты делятся своими проблемами: Как выйти на экспорт. Как создать компанию. Как получить разрешение на строительство и так далее. Для нас это очень ценный материал для обновления банковских продуктов с одной стороны, с другой стороны — мы вместе с правительством принимаем участие в огромном количестве программ по импортозамещению, по стимулированию промышленного роста, по развитию моногородов. И мы донесем правительству мнение наших клиентов. Для нас это очень важно.

 Со стороны Сбербанка какие-то новые продукты не исключены, по итогам сегодняшнего круглого стола?

 Безусловно. Мы сегодня обсуждали много тем и как вы знаете, у нас есть технология дизайн-мышления, называется эмпатия. Вот можно сказать, что сегодня была такая эмпатия, то есть, мы вставали на место клиента и пытались почувствовать, что, где у него болит, как он себя чувствует. Но это первая стадия. Вторая стадия — это, конечно, прототипирование и создание таргетированных продуктов, отраслевых продуктов для малого и среднего бизнеса. Я бы даже сказал, территориально-отраслевых, потому что то, что может быть с успехом будет работать в Волгоградской области может быть в Астраханской немножко нужно видоизменить, а во Владимирской сделать совсем другой продукт. Вот это очень важно наше движение территориально-отраслевое, сегодня мы это тоже обсуждали.

 Сегодня вы услышали о болевых точках Волгоградского бизнеса. Они типичны для российского бизнеса в целом или отличаются?

 В целом картина достаточно похожа. Мы сегодня обсуждали одну очень важную тему, это новые бизнесы, которые власть создает для предпринимателей. Какие это бизнесы? Мы сегодня обсуждали, что существует много ГУПов, которые получают госзаказы безальтернативно, ремонтируют дороги, озеленяют наши города, занимаются жилищно-коммунальным хозяйством и так далее. На самом деле, это огромный рынок, который редок для малого и среднего местного бизнеса. Мы обсуждали сегодня, как вырастить такие социально ответственные малые компании, которые могли бы, допустим, ремонтировать дороги в Волгограде и озеленять Волгоград. Или заниматься жилищно-коммунальным хозяйством и делать это более дешево и более благоустроенно, если хотите, на более высоком уровне. И волгоградский бизнес, как я сегодня узнал, во многом — экспортоориентированный бизнес. Но в основном это крупные компании. Мы обсуждали, как сделать ареол малых компаний вокруг крупных компаний-экспортеров. Это и нефтехимия, удобрения, трубы и так далее, и тому подобное… мне кажется, огромный потенциал лежит вот в такой кооперации малых компаний, крупных компаний среди несырьевого экспорта.

 Еще один вопрос напоследок. Скажите, вот банкиры говорят: чтобы получить кредит, нужно иметь прозрачный бизнес и хорошую кредитную историю. Но в бизнесе в России на протяжении длительного времени возникают различные кризисы, которые отражаются на бизнесе. Он где-то может прогореть, где-то может вырасти. За этот вот длительный период его существования возникают какие-то проблемы, которые он решает, но в итоге он как бы вырастает. Как такому предпринимателю, у которого несколько лет, возможно, назад такая проблема с кредитной историей была, а сегодня ему отказывают, вот вы там в 90-х годах не заплатили вовремя. Как у вас с отношением банка в таких случаях?

 При принятии решения банка о кредитовании учитываются десятки факторов. Прежде всего, конечно, принимается во внимание тот факт, что за компания в настоящий момент, как он платит налоги, как он рассчитывается с поставщиками, какие зарплаты на предприятии, какой проект он предлагает к финансированию.

Специально для издания Новости Юга, бизнес-консультант Галина Хвостова

г. Волгоград