На плоту по Дону

Интересный бизнес или На чем идти по Дону.

Сплавляюсь я как-то на плоту…. А вы не были на плоту?

Эта картинка, как можно вот так запросто идти на плоту, за пару секунд нарисовалась в моем воображении, когда я впервые увидела буклет об этом на выставке по туризму. Буклеты гостиниц, туров на острова собирались на автомате, уже не цепляя. Не потому, что мне там надоело бывать. Уж очень однотипно, не отличишь, кто и что особенное предлагает, заманчиво и обыденно одновременно. Зачем брала? Ну а как же! Вырезать и прикрепить на доску, составляя «коллаж мечты» под Новый Год. Ну а для чего они еще нужны? Шучу, конечно. Но доля правды в этом есть, и не малая.

У меня даже родился термин: «гламурный туризм». Не знаю, есть такой или нет. Но я думаю, сразу становится понятно, что  речь идет о крутых отелях, бассейнах, «все включено», аниматорах, коктейлях… В общем, о таком отдыхе, когда ты даже диву даешься, что, оказывается, входит в твою пресловутую «зону комфорта».

А тут – плот. И по Дону. Не по Амазонке, не по уральским славным рекам, а по нашему Дону, про который мы и думать забыли, как о месте отдыха. Ну выделились, конечно, эти ребята со своим буклетом. Хотя сам буклет затерялся, как и все остальные… (Это намек, что с ним кое-что не так. Прим. Авт.).

И вот они случайно попадаются мне в Фейсбуке, как личный профиль, где на аватарке – фотография норвежского  актера в роли Тура Хейердала из фильма «Кон-Тики». Мне юмор понравился, и мы договорились о встрече. И очень интересно пообщались с руководителем компании «Донплот»  Александром и его помощницей Анастасией.

(кадр из фильма «Кон-Тики»)
(кадр из фильма «Кон-Тики»)

И начался наш разговор с того, что руководитель фирмы, которая организует столь необычный вид отдыха, рассказал об идее организовать женскую команду для такого плавания, на плоту, самим, без никого.

Готова ли я принять участие в такой команде? На этот вопрос у меня запели феечки в голове. Готова! Не знаю, как, что, когда, но однозначно готова!!! А разве есть те, кто откажется?

Теперь по делу, так сказать. Привожу нашу беседу.

Т.Р. Как родилась идея такого интересного дела?

Александр.  Мы не придумали этот способ. На самом деле первыми средствами передвижения были не колеса, а плоты. В Сибири, на Урале, да и по нашим, южным рекам, по Дону.  Мы из этого сделали турпродукт. Дело в том, что людей с пулей в голове соответствующего калибра, которые лезут в горы, спускаются на лыжах, падают на дно глубин, их достаточно.  Охотники, рыбаки. Да и просто компании, которые не привязаны к стереотипному отдыху, типа Турция, Канары и т.д. У нас ведь все маршруты по несудоходной части дикого Дона. (ДИКОГО!!! Прим. авт.)  Это здорово!.

Тут человек сам может организовать свой отдых. Не важно, рыбу ли наловить, по пещерам ли полазить, кому-то артефакты накопать, выбрать место для ночной стоянки… Раствориться в звуках, запахах, природе и в себе.

У нас столько мест тут интересных! Древние капища, места силы, есть дома, где жили известные люди. Таблички нет никакой, просто местные знают. А вся береговая полоса испещрена оборонительными сооружениями.

(Меловые скалы Дона? Похоже…)
(Меловые скалы Дона? Похоже…)

И впечатлений и приключений у людей много совершенно новых получается.

География — вся Россия. Основное – Ростов, Волгоград, Воронеж.

Очень часто бывают группы, где родители едут с детьми. Это пять баллов таким родителям!

Т.Р.  Самому маленькому сколько было?

Александр. Был случай, когда на борту была женщина с 7-месячной дочкой, да и еще беременная на 5-ом месяце.

Я как-то приехал на плот на маршруте, проведать и проверить, все ли в порядке. Захожу, как хозяин же. Дождь ночью был, на тент воды натекло. Я быстро тент поднял, воду слил, спрашиваю, как дела.

—  Да вот до Вашего прихода все было нормально.

— ???

— Ну мы на тенте на солнце воду грели, чтобы малышей искупать в  природной воде. А тут Вы — раз её!!!…  И слили…

Каждая команда приходит – что-то рассказывает. То косулю видели, то лося. Про рыбу я вообще молчу. Не то, чтобы все с мешками копченой рыбы уходят. Это не всем-то и надо. Но уху, на коптить по дороге, нажарить – это всегда пожалуйста.

Отличная рыбалка

Т.Р. Когда начинали, не страшно было? Ведь сезонность такая явная…

Александр. Ох, Тань… Это ж как сбыча мечты была. А давай на плоту?! Давай!!!

И вот проплыли сами, угостили друзей, получили кучу восторгов. А потом лето еще не началось, а уже пошли вопросы: Поплывем?

Ну начали потихоньку раскручивать….

Т.Р. Значит, ситуация, когда отвалился зарубежный туризм, вам в плюс получилась?

Александр. Я б так не сказал. Кто ездил за рубеж, в комфортные отели, тот и ездит. Отвалился, так сказать, средний класс. Его мы да, потеряли, как и вообще все турфирмы.

Но мы рассчитываем на тех, кто хочет попробовать себя в новом, не зациклен на стереотипном «комфорте». А в остальном – все методом проб.

В этом году мы обратились к тем, у кого нет своей компании, которую можно вместе собрать для спуска на плоту. По разным причинам. Компании нет, а желание – есть. Мы стали собирать сборные команды. С куратором, поваром…. Там свои сложности. Не каждый готов сразу вписаться в коллектив на одном плоту. Группа людей, которые спитые и спетые  — там проще, все сразу распределяются по ролям и все.

Т.Р.  Ну у вас конкурентов и нет на этом рынке, практически…

Александр. Конкуренты есть, конечно, но не значительные

Т.Р. У нас в регионе  стали возникать разные интересные направления, связанные с Донским туризмом. Пешие туры, на один или два дня. Такие необычные места! Я даже не знала, что у нас на Дону есть такое! Скалы, пещеры, городища, курганы…  Вы не думали сотрудничать?

Александр. Пока нет,  не сталкивались с этим.  Но было бы интересно.

В разговор вступает Анастасия, она занимается маркетингом. До этого бурно общалась по телефону с клиентами, сотрудниками, фрилансерами.

Анастасия. Я даже когда представляюсь, говорю: «Настя, плоты». Это для меня как новая фамилия

Т.Р. В чем вы видите проблемы нашего бизнеса вообще?

Анастасия.  Честно говоря, рассуждать про «в общем» я бы не стала, так как вижу всего одну небольшую деталь: нашу кампанию и её клиентов. Рассуждать в общем, было бы примерно, как по здоровью блохи рассуждать о здоровье всей собаки, понимаете? Есть, конечно, какие-то общие тенденции, но гораздо больше специфики.

Наши внутренние сложности больше похожи на сложности первопроходцев. Многие решения принимаем на ощупь, пробуем, смотрим, экспериментируем. Изучаем опыт других, ищем способы упрощать сложные задачи. Так, постепенно, запасаемся технологиями, что работают и теми, что не приносят результатов. Так и растём потихоньку.

Что может быть вкуснее ухи на плоту...
Что может быть вкуснее ухи на плоту…

Т.Р. Так какие же они всё-таки, ваши клиенты?

Наши клиенты… Если мы с Вами уберём в сторону стандартные географически-демографические признаки, то это просто. Представьте себе компанию в бане. Кто там у нас? Близкие друзья или партнёры. Им интересно провести время вместе, за душевным общением. Они делятся мыслями, историями. Здесь нет посторонних. «Каждый год мы с друзьями ходим…» — это история и про плоты тоже. Да, конечно, кроме бани, они ценят природу, самостоятельность, приключения без жёсткого экстрима. Это отцы, мужья, уверенные и ответственные люди, потому что настоящая непричёсанная природа не терпит других.

Т.Р. В наше время не хватает туризма, когда учат вязать узлы, ставить палатки, разжигать костер, делать «сгущенку» на леднике. А сейчас рафинированные дети, туризм, когда молодое поколение этого не получает, и это плохо.

Анастасия. Да, действительно, детскому туризму есть куда развиваться. Но, что приятно, у нас на плотах год от года растёт число родителей, которые берут с собой детей целенаправленно. На плоту в спокойной обстановке без доступа в интернет они проводят время с детьми. Учат их разжечь костёр от одной спички, как поймать, а потом приготовить рыбу и так далее. Они проводят время все вместе, становятся дружней и набираются тёплых историй на зиму.

Т.Р. Что вы считаете основным тормозом нашего бизнеса сегодня?

Анастасия. В какой-то степени инертность и отформатированость мышления. Может быть, неумение работать сообща. А скорее всего, нехватка культуры ведения бизнеса. Например, выполнение обязательств. У нас традиционно сложилось, что «честное купеческое» слово значит больше подписи на бумаге. А по факту так бывает не всегда. А какое удовольствие работать с теми, кто чётко выполняет договорённости. И какая результативная у нас получается работа.

И снова слова автора. Есть о чем задуматься после такой беседы. Сильным в бизнесе и жизни может быть тот, кто делает что-то, что развивает его и других, делает жизнь интереснее, гармоничнее, сильнее. И просто живет, получая не удовлетворение, нет, удовольствие от жизни, не только не мешая другим, а совместно с ними, в рамках общего житья. Когда пример такой жизни учит преодолению не вопреки, а во благо.

И теперь представьте, как вы плывете на плоту…. Вокруг никого, только вода чуть плещется, да птицы в прибрежных зарослях устраиваются. И никто не мешает вам познакомиться с самым важным человеком в вашей жизни, с самим собой. И рядом несколько верных рук, на которые в любой момент можно положиться….


«Бог существовал задолго до Большого взрыва, а также до Будды, Иисуса и Мухаммеда, — думал я.

— Но цивилизованные люди не видят ничего, кроме крыш, стен, телевизионных экранов и транспортных пробок. Как мы можем поверить, что нас кто-то создал, когда вокруг себя мы видим только то, что создали мы сами?»      
Тур Хейердал «По следам Адама» .


И добавлять ничего не хочется.

Специально для издания «Новости Юга» — Татьяна Рост 

Октябрь  2016,

г. Ростов-на-Дону.