кризис

Смена экономической модели

Существующая глобальная социально экономическая модель, себя изжила, ведет к тотальному кризису и требует срочного пересмотра. Если ни чего не менять, то частота и количество кризисов только будет увеличиваться и усугубляться, а благосостояние населения только падать и разрыв между социальными слоями будет расти.

Как не парадоксально, но рост производительности в существующих общепризнанных правилах, экономических рамках, разрушает наше общество. Дисбаланс между спросом и предложением формируется за счет того, что все меньше людей вовлечены в производство, растет количество безработных. Робототехника, высокие технологии позволяют получать высокую производительность и сводить к нулю участие человека, который вытесняется с рынка труда. Если смотреть на ситуацию с точки зрения пропорций между выходом продукции и количестве задействованных людей в производственном процессе, то вовлекаемость стала в тысячи раз меньше в производственном сегменте за последние 100 лет. Выживание предприятий задействованных в производстве сводится зачастую к сокращению штатов, снижению рисков от человеческого фактора и автоматизации бизнес процессов.

В начале 20-го века на 1 мужчину (крестьянина) в среднем приходилось 3,21 Га, с урожаем пшеницы 2,9т. Спустя 100 лет, 1 фермер может обработать 2800га с урожаем 7`560, т. Производительность выросла более чем в 2600 раз. Изначально быт крестьянина сводился к небольшому помещению, к печке из благ практически ничего не было. Быт современного фермера, это современное жилье, коммуникации, бытовая техника, авто/мототехника, спецтехника, а так же полный пакет современных благ. В течении последних 100 лет, за счет увеличения спроса в силу принципиально новых предложений (появления новых форм потребления), существующая социально-экономическая модель довольно не плохо вписывалось в экономическую коньюктуру прошлого века. Высвобождаемые трудовые ресурсы, адаптировались к новым условиям и вовлекались в новые сферы, которые давали технологии. Спрос также стимулировался многочисленными войнами.

Данная проблема свойственна не только производству, но и другим областям экономики. К примеру, преобладающая часть нашего общества сейчас задействована в торговле, в юриспруденции. Но уже сегодня все активней используются киберкассы, электронные покупки, гаджеты, программные решения уже сейчас дают основания полагать, что в ближайшее время большинство людей задействованных сегодня в торговле будут безработными.

Логика очевидна, чем меньше работы для населения, тем больше безработных, нет работы — нет зарплат, нет зарплат — нет денег, нет денег — спроса… Мир пытается удержать падающий спрос за счет дешевых кредитов. Развитые страны зачастую вытягивают свою экономику за счет бедных, забирая на себя удовлетворение спроса их внутреннего рынка с неразвитой экономикой. Существующая экономическая модель позволяет использовать дополнительное стимулирование спроса за счет кредитов, но это не решает проблему, лишь снижает напряжение в краткосрочной перспективе и усугубляет положение в долгосрочном, так как кредиты должны быть по определению возвратными.

Современная культура работает на эту экономическую модель. Мода, реклама, СМИ, шоу, кино все работает на сознание масс, навязывает  повышенное потребление. Зачастую это вызывает мании. Даже у людей с невысокими доходами проявляется шопоголизм, зачастую они готовы тратить последнее, залазить в кредитное бремя глубже, лишь бы оставаться в тренде. Не даром проявился кризис с институтами микрофинансировавния, скандальные шокирующие инциденты с коллекторскими агенствами. При этом использовать Войны, как инструмент формирования спроса, с каждым годом все опасней. Так угроза полномасштабной 3-ей мировой войны, которая способна уничтожить весь наш мир, чрезмерно высока.

Неконтролируемая погоня за прибылью, минимизацией затрат на производство, формирует негативные тенденции по всем отраслям, будь в т.ч. Питание, Медицина  и даже спорт (а для чего по вашему используются допинги).

Виталий Катунин
Виталий Катунин

Жить дальше по прежнему можно, мир завтра, конечно не обрушится, мы способны выживать и в условиях глубокого кризиса, примеры 90-х годов тому яркий пример. Но если мы хотим создать условия для процветающей экономики мы обязаны отказаться от существующей модели. Выработать новые социально-экономические критерии перераспределения благ, провести ревизию в культурных ориентирах и никоим образом не отказываться от благ научно технического прогресса. Ввиду того, что основные флагманы экономики и производства формируются на использовании природных ресурсов, то основная нагрузка за благосостояние населения, должна лечь на естественные монополии. Будут эти монополии под государственным контролем или частным это вопросы для дискуссий. Но Дума 2016 года обязана сформировать основу для смены экономической модели и стимулировать спрос на внутренний продукт минуя кредитные инструменты, перераспределять произведенные блага всех среди своих граждан на новых условиях, исходя из того, что право на труд по объективным причинам скоро будет привилегией, которую надо заслужить.

Виталий Катунин 

Специально для Информационного портала «Новости Юга/Yug-News.ru»